ГОСТ Р 51769-2001: "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения"

(принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 2001 г. N 251-ст)

Текст документа

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51769-2001
"Ресурсосбережение. Обращение с отходами.
Документирование и регулирование деятельности по обращению
с отходами производства и потребления. Основные положения"
(принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ
от 28 июня 2001 г. N 251-ст)

См. также ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", ГОСТ 30773-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения", введенные в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст


Resources saving. Waste treatment.and regulation of dealing with productionconsumption waste treating. Basic principles

Дата введения 2002-01-01

Введен впервые

Введение

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Общие положения

4. Документирование деятельности по обращению с отходами

5. Региональная система регулирования работ с отходами на основе их

паспортизации и сертификации

Приложение А (справочное). Библиография

Введение


В настоящее время в России накоплено свыше 80 млрд тонн отходов, ежегодно их образуется еще до 5 млрд тонн, т.е. количество отходов заметно превышает объемы получаемого (добываемого) первичного сырья и материалов. Любое промышленное производство создает отходы: отходы актуальные, которые образуются в процессах производства, и отходы потенциальные, когда изделия и продукция производства по истечении сроков годности и эксплуатации или из-за брака переходят в отходы. Это говорит о возрастающем значении проблем, связанных с отходами, и указывает на необходимость скорейшего решения задач, возникающих на этапах сбора, хранения, транспортирования, комплексной переработки, с захоронением или уничтожением неутилизируемой части опасных и других отходов.

Проблемы, порождаемые существованием отходов, можно разделить на две части: снижение вредного воздействия отходов на человека и окружающую среду и повторное использование отходов в качестве альтернативного источника энергии и сырья.

Оба эти направления обращения с отходами до последнего времени развивались независимо. Нивелирование отрицательного воздействия отходов на человека и окружающую среду решалось с помощью нормативно-правового государственного регулирования. Повторное использование отходов считалось саморегулирующимся в рыночных отношениях. Эффективность приведенных подходов крайне низкая.

На данном этапе развития экономики только одновременное и комплексное применение таких механизмов, как рыночное и государственное нормативное (техническое) законодательство и правовое регулирование, способно эффективно решать поставленные выше задачи максимального вовлечения отходов в промышленное производство для получения товарных продуктов и энергии, и как следствие - снижать негативное воздействие отходов на человека и окружающую среду.

Настоящий стандарт направлен на решение проблем нормативного, правового и рыночного регулирования обращения с отходами на внутрироссийском и региональных уровнях.

1. Область применения


Настоящий стандарт устанавливает общие принципы и основные положения документирования и регулирования процессов обращения с отходами производства и потребления с учетом степени и характеристик различных видов опасности, их ресурсной ценности и контроля достоверности получаемых при этом результатов.

Настоящий стандарт распространяется на любые выявленные и вывозимые за пределы предприятия-изготовителя отходы, а также на продукцию с истекшими сроками годности, бракованную и устаревшую, техногенные отходы, ранее накопленные на территории России, образовавшиеся в результате долговременной деятельности предприятий и пригодные или непригодные для использования в виде вторичного сырья сразу или после соответствующей подготовки с учетом обеспечения при этом требований безопасности людей, промзон и окружающей среды.

Настоящий стандарт не распространяется на радиоактивные отходы и на ликвидируемые объекты вооружения и военной техники.

Требования настоящего стандарта обязательны для расположенных на территории России предприятий, организаций, региональных и других объединений (далее - предприятий) независимо от форм собственности и подчинения, а также для органов управления в части их деятельности, связанной с обращением с отходами производства и потребления.

Положения, установленные в настоящем стандарте, применяют в научно-технической, учебной и справочной литературе, а также в других документах, устанавливающих порядок организации выполнения работ, являющихся объектами стандартизации при обращении с отходами производства и потребления.

2. Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 1639-93 Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие требования

ГОСТ 2787-75 Лом и отходы черных металлов. Классификация и технологические требования

ГОСТ Р 12.1.052-97 Система стандартов безопасности труда. Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения

ОК 004-93 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (КВЭД)

OK 019-95 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО)

ОК 007-93 Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)

3. Общие положения


3.1. Нормативно-правовое регулирование деятельности по обращению с отходами базируется на нормативных и методических документах, направленных на информационное обеспечение следующих аспектов деятельности;

- классификация отходов;

- учет образования, движения (регионального, внутрироссийского и межгосударственного) образовавшихся и ввозимых на территорию России партий отходов, способов их удаления, в результате которых они прекращают свое существование (переработка в товарную продукцию, захоронение, уничтожение и т.п.);

- качественное и количественное определение вида и степени опасности документируемых отходов;

- определение ресурсных характеристик документируемых отходов;

- экспертиза и лицензирование предприятий в части их деятельности, связанной с обращением с отходами;

- контроль достоверности информации, представляемой по любой из вышеперечисленных позиций.

3.2. По совокупности сведений, полученных в результате документирования деятельности по обращению с отходами, разрабатывают единый документ, называемый паспортом отходов, которые в краткой машиноориентированной форме содержит информацию об отходах по каждой из позиций, перечисленных в п.3.1.

3.3. Паспорт отходов заполняют с момента регистрации конкретного отхода на основании поступления исходной информации о его количестве, месте расположения, собственнике и/или владельце, а закрывают после прекращения существования паспортизуемых отходов в результате их переработки, захоронения или уничтожения. Паспорт отходов открывают, закрывают и вносят изменения и дополнения в соответствии с процедурой, приведенной в нормативной и методической документации.

3.4. Нормативные и методические документы по проблемам деятельности в сфере обращения с отходами разрабатывают заинтересованные федеральные, региональные и отраслевые органы.

3.5. Нормативные и методические документы не должны противоречить положениям законодательных актов и федеральных программ.


4. Документирование деятельности по обращению с отходами


4.1. Целью документирования отходов в аспекте их классификации и соответствующего кодирования является создание единого языка общения в рассматриваемой области между различными субъектами как на межотраслевом, межрегиональном, так и на межгосударственном и международном уровнях. В сферу документирования входит номенклатурная часть идентификации отходов, место образования, месторасположение, агрегатное состояние, проявляемые виды опасности, содержание опасных, особо опасных, ресурсных и ценных компонентов и т.п. При этом классификация может содержать элементы статистического учета (количество классифицируемых отходов, полные данные о собственнике/владельце, реализованный способ обращения с ними и т.п.). Для достижения межгосударственного взаимодействия при разработке различных аспектов классификации рекомендуется в наиболее полной форме использовать соответствующие документы Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и других международных организаций. Для облегчения общения на внутрироссийском и постсоюзном пространстве рекомендуется, в свою очередь, использовать классификаторы ОКПО, КВЭД, ОКАТО и др.

4.2. Образование, движение и удаление отходов учитывают по формам статистической отчетности в этой области, а также другим формам, действующим в смежных областях.

Учитывая то, что в последнее время в ряде национальных, межгосударственных и международных документов появились формы кодирования таких характеристик отходов, как класс токсичности, перечни опасных компонентов отходов, перечни свойств отходов, определяющих их опасность, рекомендуется последовательно расширять формы отчетности за счет включения в них перечисленных позиций и вводить в действие такие формы на местном, региональном и федеральном уровнях.

Разработка любой формы учета должна сопровождаться соответствующим программным обеспечением, позволяющим обрабатывать получаемую информацию по правилам, существующим в области обработки статистических данных.

4.3. Документирование опасных (токсичных) характеристик отходов заключается в оценке класса опасности отходов, определенного расчетным или экспериментальным путем [1]. При расчетном определении класса токсичности документируют все характеристики отхода, на основании которых был вычислен класс токсичности, и приводят литературные источники, которые были использованы для его расчета. В этом случае не требуется экспериментально определять не только класс токсичности отходов, но и их состав. Состав отходов определяют на основании состава первичного сырья, из которого образовались отходы, и воздействий, которым это сырье подвергалось, причем концентрацию компонентов определяют по принципу "не более".

Кроме этого, документируют данные о других видах опасности отходов, таких как пожаро- и взрывоопасность, химическая реакционная способность, коррозионная активность, горючесть и др.

4.4. Сведения о мерах предосторожности при обращении с отходами (необходимость применения специальной защитной одежды, противогазов или респираторов, избежание контактов с водой и т.п.) и особенности транспортирования отходов (перечисление возможных или, например, запрещенных транспортных средств, особенности упаковки и погрузки при транспортировании и т.п.) должны быть приведены в виде отдельных разделов. В одном из этих разделов должен быть приведен перечень первоочередных мер, принимаемых при возникновении аварийной ситуации (см. также ГОСТ Р 12.1.052).

Наличие или отсутствие у отходов перечисленных видов опасности определяют экспериментально в соответствии с действующими нормативами либо делают заключение на основании известных характеристик компонентов данных отходов с указанием соответствующих источников, приводящих к этим выводам.

4.5. При документировании ресурсных характеристик отходов указывают три группы сведений:

- сведения о составе и физико-химических, технологических свойствах отходов;

- сведения о сырье и материалах, из которых образовались отходы, и характер основных воздействий, которым подверглись эти материалы, что позволяет специалисту прогнозировать любые технологически значимые характеристики отходов;

- сведения обо всех внедренных, разработанных (лабораторные, пилотные установки, опытное производство) или только предложенных (патенты, научные работы) отечественных и/или зарубежных технологиях переработки отходов данного вида.

4.6. Лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.). Для принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии проводят экспертизу соответствующего предприятия. Контролю подлежат наличие организационно-технических возможностей и материально-технического оснащения для выполнения заявленных видов деятельности, компетентность персонала в проведении заявленных действий, а также в случае возникновения нештатной (аварийной) ситуации.

4.7. Процедура контроля и метод ее осуществления должны быть неотъемлемой частью каждого из разрабатываемых нормативных документов. Предпочтение в данном случае должно отдаваться форме контроля, действующей в России на протяжении ряда лет и осуществляемой на принципах системы сертификации ГОСТ Р [2], которая позволяет комплексно учитывать и контролировать опасные и ресурсные свойства отходов. Достоверность сведений, представляемых в паспорте отходов, контролируют уполномоченные органы при оформлении и выдаче соответствующего сертификата по форме системы сертификации ГОСТ Р. Для контроля экологических, токсикологических и/или других опасных свойств отходов и выдачи профильного сертификата Госстандартом России аккредитован ряд ведомств (МПР России, Минздрав России и другие).


См. действующее в настоящее время Положение о Системе сертификации ГОСТ Р, утвержденное постановлением Госстандарта РФ от 17 марта 1998 г. N 11


4.8. Основополагающим документом для решения задач, изложенных в 4.1-4.7, является паспорт опасности отходов [3], на необходимость ведения которого указано в Федеральном законе "Об отходах производства и потребления".


5. Региональная система регулирования работ с отходами
на основе их паспортизации и сертификации


5.1. Сертификация отходов по опасным признакам является обязательной и вводится в регионах на основе соответствующих постановлений органов местного управления. Сертификация по техногенным характеристикам отходов, содержащих ресурсные и ценные компоненты, является добровольной или обязательной также по решению органов местного управления.

При отсутствии необходимых нормативно-методических документов для целей сертификации опасных и/или ресурсных свойств отходов может быть использован паспорт опасности отходов.

5.2. Возможности регионального регулирования работами с отходами на основе их паспортизации и сертификации приведены на схеме (рисунок 1). Она может быть скорректирована исходя из региональной целесообразности, направленной на эффективное и комплексное решение проблем безопасного обращения с отходами, ресурсосбережение и улучшение экологической обстановки.


Учет отходов Контроль за обращением с отходами


Скачайте файл, чтобы продолжить чтение...