ВСН 182-91: "Нормы на изыскания дорожно-строительных материалов, проектирование и разработку притрассовых карьеров для автодорожного строительства"

(утв. Минтрансстроем СССР 16 мая 1991 г. N МО-72)

Текст документа

Ведомственные строительные нормы ВСН 182-91
"Нормы на изыскания дорожно-строительных материалов, проектирование
и разработку притрассовых карьеров для автодорожного строительства"
(утв. Минтрансстроем СССР 16 мая 1991 г. N МО-72)

Взамен ВСН 182-74

Срок введения в действие 1 января 1992 г.

1. Общие положения

2. Изыскания дорожно-строительных материалов

3. Проектирование притрассовых карьеров

4. Горные работы

5. Переработка и обогащение нерудных дорожно-строительных материалов

на притрассовых карьерах

6. Разгрузка, складирование и переработка нерудных

дорожно-строительных материалов на промышленных базах дорожного

строительства

7. Переработка металлургических шлаков и золошлаковых отвалов ТЭЦ

8. Контроль качества нерудных дорожно-строительных материалов

9. Охрана окружающей среды и техника безопасности на притрассовых

карьерах

Приложение 1. Схема расположения месторождений грунта

Приложение 2. Паспорт месторождения грунта

Приложение 3. Паспорт месторождения песка

Приложение 4. Паспорт месторождения песчано-гравийной смеси

Приложение 5. Паспорт месторождения камня

Приложение 6. Горно-подготовительные работы

Приложение 7. Паспорт буровзрывных работ

Приложение 8. Передвижная дробильно-сортировочная установка

Приложение 9. Документация по рекультивации притрассовых карьеров

Приложение 10. Технические характеристики оборудования для горных работ

Приложение 11. Технические характеристики агрегатов ПДСУ-35

Приложение 12. Технические характеристики агрегатов ПДСУ-85

Приложение 13. Технические характеристики стационарного

дробильно-сортировочного оборудования и промывочных

машин

Приложение 14. Технические характеристики и схема

сушильно-очистительного барабана

Приложение 15. Методика определения производительности спиральных

классификаторов. Технические характеристики спирального

классификатора и ковшового классификатора-обезвоживателя

Приложение 16. Выбор и расчет прудов-отстойников для осветления

промывочной воды

Приложение 17. Технические характеристики и схема тонкослойного

отстойника

Приложение 18. Технические характеристики виброочистителя и установки

ВНИИнеруда

Приложение 19. Технические характеристики двухбарабанных

классификаторов

Приложение 20. Оценка обогатимости материала с применением

лабораторного однобарабанного классификатора

Приложение 21. Оборудование для дробления мелкого гравия и производства

дробленого песка

Приложение 22. Нормы использования отходов производства

Приложение 23. Нормы расхода материалов при работе перерабатывающей

установки

Приложение 24. Перечень действующих стандартов

1. Общие положения


1.1. Настоящие Нормы разработаны в развитие СНиП 1.02.07-87 и ОНТП 18-85 Минстрой материалов СССР с учетом специфики изысканий, проектирования и разработки притрассовых карьеров для автодорожного строительства.

1.2. Настоящие Нормы распространяются на изыскания месторождений в притрассовой полосе проектируемой автомобильной дороги, на проектирование и разработку притрассовых карьеров в целях получения дорожно-строительных материалов.

1.2.1. Притрассовые месторождения, включающие месторождения природного камня, песчаных, песчано-гравийных отложений; отвалы шлаков и отходов горно-обогатительных комбинатов; отвалы вскрышных и безрудных пород и золошлаковые отвалы ТЭС, разведываются и согласовываются в установленном порядке.

1.2.2. Притрассовые карьеры - это предприятия, формируемые на базе притрассовых месторождений, разрабатываемых экскаваторами и находящихся на балансе дорожно-строительных организаций.

1.2.3. Притрассовые карьеры подразделяются на собственно карьеры, где разрабатывается горная масса, и карьеры, в которых, кроме разработки горной массы, производится также ее переработка по технологическим схемам, предусматривающим дробление, грохочение и обогащение.

1.3. При создании притрассовых карьеров должны соблюдаться следующие условия:

увязка производительности и длительности функционирования притрассовых карьеров с объемами и сроками строительства дорожных объектов в целях своевременной поставки последним дорожно-строительных материалов;

преимущественное применение передвижного горнодобывающего и дробильно-сортировочного оборудования при максимальном сокращении технологического транспорта;

широкое применение способов, улучшающих качество дорожно-строительных материалов;

полное использование продуктов, получаемых при вскрышных работах, добыче и переработке горной массы.

1.4. Притрассовые карьеры предназначены для разработки месторождений в целях получения дорожно-строительных материалов на период строительства или реконструкции определенного участка автомобильной дороги. Мощность карьера и номенклатура выпускаемой им продукции зависят от типа исходной горной породы, конструкции автомобильной дороги, вида дорожно-строительных работ и определяются на стадии проектирования карьера.

По окончании строительства или реконструкции автомобильной дороги крупные притрассовые карьеры при условии их дополнительной разведки заинтересованными организациями и утверждения запасов территориальной (ТКЗ) или государственной комиссией по запасам (ГКЗ) могут перейти в категорию базисных (для длительного использования).

1.5. Горные породы притрассовых месторождений - скальные (природный камень), рыхлые осадочные - должны отвечать требованиям соответственно ГОСТ 23845-86 и ГОСТ 24100-80.

1.6. Притрассовые карьеры в зависимости от вида разрабатываемого сырья (горные породы, отвалы) и потребностей в нерудных материалах дорожного строительства могут выпускать щебень из природного камня по ГОСТ 8267-82, ГОСТ 23254-78, гравий - по ГОСТ 8736-85, щебень из гравия - по ГОСТ 10260-82, песок - по ГОСТ 8736-85, песчано-гравийные смеси - по ГОСТ 3735-79, щебень и готовые песчано(гравийно)-щебеночные смеси - по ГОСТ 25607-83, щебень и песок шлаковые - по ГОСТ 3344-83.

1.7. В соответствии с Основными законодательствами Союза ССР и союзных республик о недрах, утвержденными Верховным Советом СССР 9 июля 1975 г., для разработки притрассовых карьеров должны быть получены горный и земельный отводы. При этом оформляется горноотводный акт, который является единственным документом, дающим право на пользование недрами.

Местоположение горного отвода отмечается на плане и в других графических документах (геологических разрезах и т.д.) и дополнительно уточняется списком координат угловых точек.

Инструкция, определяющая порядок предоставления горных отводов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, утверждена постановлением Госгортехнадзора СССР от 24 октября 1986 г. Горные отводы для разработки месторождений предоставляются исполнительными комитетами Советов народных депутатов и подлежат обязательной регистрации в соответствующих управлениях округов (гостехнадзорах) независимо от ведомственной подчиненности и подконтрольности предприятий, получивших такие горные отводы.

Горные отводы предоставляются для разработки только тех запасов полезных ископаемых, которые разведаны и утверждены в ГКЗ или ТКЗ.

1.8. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1986 г. "О порядке проектирования и строительства притрассовых карьеров для сооружения и реконструкции автомобильных дорог в РСФСР" министерствам и ведомствам РСФСР предоставлено право для сооружения и реконструкции автомобильных дорог в РСФСР осуществлять проектирование и строительство притрассовых карьеров сметной стоимостью до 500 тыс. руб. на базе месторождений, для чего привлекаются общераспространенные и утвержденные геолого-разведочные и проектно-изыскательские организации указанных министерств и ведомств без утверждения их ТКЗ.

1.9. Местоположение и площадь земельного отвода устанавливают в соответствии с контуром и площадью горного отвода. В зависимости от ценности земель и срока службы карьера земельный отвод обычно предоставляется частями на очередной или ближайшие годы. Земельный отвод оформляется в порядке, предусмотренном Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик и положениями о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков в пользование, утверждаемыми советами министров республик.

1.10. Все действующие и предусматриваемые к введению в действие притрассовые карьеры в соответствие с приказами Минтрансстроя СССР (N МО-654 от 31.08.88 г. и др.) должны быть перерегистрированы или зарегистрированы в районных горнотехнических инспекциях (РГТИ) Минтрансстроя и включены в договоры на обслуживание горно-техническим надзором.

1.11. Режим работы притрассового карьера в зависимости от вида и объемов дорожно-строительных материалов, климатических и гидрогеологических условий, оборудования, применяемого для добычи и переработки, принимается как круглогодичный, так и сезонный.

1.12. К техническому руководству горными работами на карьере допускаются лица, имеющие законченное высшее или среднее горно-техническое образование или право ответственного ведения горных работ. У руководящих и инженерно-технических работников, занимающихся разработкой месторождений полезных ископаемых в карьерах, не реже 1 раза в три года следует проверять знание ими "Единых правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом", утвержденных Госгортехнадзором СССР в 1987 г.

1.13. На карьерах производительностью менее 10 тыс. м3 горной массы в год без производства взрывных работ могут быть допущены к техническому руководству горными работами лица, не имеющие права ответственного ведения горных работ, но со стажем работы в карьерах не менее двух лет.

1.14. Запрещается производство работ в карьере без технического руководителя, ответственного за производство, данных работ в течение смены.

1.15. Ответственность за несчастные случаи, происшедшие на предприятии, а также вне его, при выполнении работ по заданию администрации предприятия, несут лица, которые не обеспечили выполнения правил техники безопасности и производственной санитарии, инструктажа и обучения рабочих безопасным методам работы и не приняли должных мер к предупреждению несчастных случаев.

2. Изыскания дорожно-строительных материалов


Поисково-разведочные работы на стадии подготовки ТЭО (ТЭР)

Поисково-разведочные работы на стадии проектирования

Поиск и разведка месторождений в полосе варьирования трассы

Детальная разведка месторождений на выбранном варианте трассы

Разведочные работы на стадии составления рабочей документации

Опробование месторождений

Подсчет запасов месторождений

2.1. Цель поисково-разведочных работ - найти и разведать месторождения, содержащие дорожно-строительные материалы, которые удовлетворяют по запасам и качеству потребности строительства проектируемой дороги и разработка и транспортировка которых потребует наименьших затрат труда, средств и времени.

2.2. Для устройства карьеров следует выбирать участки, непригодные для сельскохозяйственного использования, либо сельскохозяйственные угодья низкого качества, а из лесного фонда - участки с малоценными насаждениями.

Инженерно-геологические изыскания должны производиться с целью изучить возможности получения дорожно-строительных материалов с учетом использования различных отвалов и отходов промышленности.

2.3. Участки выемок, на которых предполагается разрабатывать грунты для сооружения земляного полотна или других строительных целей, должны быть обследованы с учетом всех требований к притрассовым месторождениям дорожно-строительных материалов.

2.4. Дорожно-строительные материалы подразделяются на две группы: грунтовые строительные материалы и местные строительные материалы.

Для сооружения земляного полотна следует использовать грунты скальные, крупнообломочные, песчаные и глинистые. При достаточном техническом и экономическом обосновании для сооружения земляного полотна и дорожной одежды следует максимально широко применять отходы промышленных и горнорудных предприятий. Изыскания отходов этих предприятий проводятся по методикам, разработанным с учетом особенностей их размещения.

2.5. В результате выполнения всего комплекса поисково-разведочных работ должны быть решены следующие задачи:

выявлены на всем протяжении трассы автомобильной дороги месторождения необходимых материалов;

детально разведаны и определены запасы для удовлетворения потребностей строительства;

проведено опробование месторождений и определены физико-механические характеристики материалов;

установлены горнотехнические условия разработки месторождений и доставки материалов к месту назначения, а также схема рекультивации отработанных карьеров в соответствии с требованиями землепользователей.

Эти задачи решают на основе технических заданий и программ, составляемых главным геологом экспедиции для каждой стадии проектирования.

2.6. Поисково-разведочные работы должны выполняться инженерно-геологической или специальной партией (отрядом), работающей в составе комплексной экспедиции или самостоятельно. Работы производят в строгом соответствии с действующими СНиПами на инженерные изыскания и с правилами техники безопасности.

2.7. На отвод земель под разработку месторождений в начале полевых работ необходимо получить принципиальное письменное согласие землепользователей:

на землях колхозов и совхозов - руководителей указанных хозяйств с последующим утверждением их решений районными исполкомами;

на землях гослесфонда - руководителей лесничеств с последующим утверждением их решения республиканскими, краевыми (областными) управлениями лесного хозяйства;

в руслах рек и акваториях других водоемов - начальников бассейновых инспекций рыбоохраны и водоохранных органов;

на территории населенных пунктов - представителей дорожно-эксплуатационных управлений;

на территории действующих карьеров предприятий - руководителей организации, которой этот карьер принадлежит.

2.8. Принципиальное согласие землепользователей на отвод земель оформляется на крупномасштабной схеме расположения месторождения (или месторождений), составленной на основе имеющихся карт масштаба 1:2000-1:10000.

Документы, согласований утверждаются областным (краевым), районным исполкомом Совета народных депутатов, куда представляется мелкомасштабная (1:25000, 1:100000) схема размещения всех месторождений на участке проложения трассы автомобильной дороги по территории данной области (края).

Для окончательного согласования отвода земель под карьеры представляют копии схем расположения или планов месторождений, входящих в состав их паспортов. По требованию согласовывающих организаций может быть представлен проект горных разработок или технико-экономическое обоснование принятых проектных решений, Отвод земель в натуре для организации карьерного хозяйства оформляет заказчик в установленном порядке.

Поисково-разведочные работы на стадии подготовки ТЭО (ТЭР)


2.9. Изыскания притрассовых карьеров для дорожного строительства выполняются в строгом соответствии со СНиП 1.02.07-87.

2.10. Перед началом поисково-разведочных работ на стадии подготовки технического задания следует собрать в необходимом объеме исходные данные о возможности использования природных и техногенных минеральных ресурсов в качестве дорожно-строительных материалов.

Эта задача решается на основе широкого использования архивных и фондовых материалов по району проложения трассы проектируемой автомобильной дороги.

2.11. Прежде всего необходимо выяснить предпосылки распространения в районе изысканий месторождений дорожно-строительных материалов и возможных их запасов в данных конкретных условиях геологического региона.

Затем собирают сведения об имеющихся мощностях промышленности строительных материалов, ресурсах и возможности их использования в дорожном строительстве с учетом всех вариантов проложения трассы проектируемой автомобильной дороги.

2.12. Задачу изысканий дренирующих и каменных материалов (см. п. 2.29) следует решать на основе изучения геологической, а также физико- и экономико-географической литературы и фондовых материалов территориальных геологических управлений, плановых, дорожных и изыскательских организаций.

2.13. При наличии материалов аэрофотосъемки необходимо произвести их камеральное инженерно-геологическое дешифрирование и на его основе выявить участки возможного залегания местных дорожно-строительных материалов.

2.14. В связи с тем что при изысканиях автомобильных дорог на стадии подготовки ТЭО в настоящее время широко применяются полевые методы, на перспективных участках, выявленных по результатам дешифрирования аэрофотоснимков, проводят геолого-поисковые маршруты и проходят единичные расчистки, шурфы, канавы и скважины. Из выработок отбирают пробы для лабораторных исследований. При назначении состава последних следует учитывать результаты полевой визуальной оценки качества дорожно-строительных материалов.

2.15. Объем и характер полевых работ определяет старший исполнитель в зависимости от условий проложения вариантов автомобильной дороги, потребности в дорожно-строительных материалах и их качества.

2.16. Поисковые работы следует вести, как правило, в полосе проложения трассы автомобильной дороги шириной 10 км. При необходимости ширина этой полосы может быть значительно увеличена в зависимости от потребности в материалах и условий их доставки. В процессе поисков устанавливают землепользователей, качество перспективных площадей с точки зрения их использования в народном хозяйстве и производят предварительное согласование вопроса об отводе земель. Кроме того, выявляют действующие карьеры строительных материалов, выясняют их принадлежность, годовую производительную мощность и возможность применения материалов для строительства дороги; одновременно выявляют разведанные месторождения дорожно-строительных материалов и их запасы; обследуют отвалы горнорудных предприятий и минеральные отходы перерабатывающей промышленности и решают вопрос об использовании их в строительстве.

2.17. При выявлении перспективных для следующих стадий проектирования базисных месторождений оценивать их запасы следует по категории C_1. Это означает, что предварительно оцененные запасы, условия залегания, форма и распространение полезного ископаемого устанавливаются на основании геологических и геофизических данных, подтвержденных вскрытием полезного ископаемого в отдельных точках, либо по аналогии с изученными участками качество полезного ископаемого определяется по единичным пробам и образцам или по данным примыкающих разведанных участков. Контур запасов полезных ископаемых принимается в пределах благоприятных геологических структур с учетом их хозяйственного использования.

2.18. В отдельных случаях при изысканиях на стадии разработки ТЭО назначают обследование эталонных участков, с тем чтобы результаты этого обследования можно было распространить на весь регион проложения трассы автомобильной дороги. В этом случае каждый из выбранных участков обследуется детальнейшим образом, причем притрассовые месторождения и резервы обследуются с детальностью, отвечающей подсчету запасов, по категории B_2.

2.19. По результатам проведенных работ составляют отчет, в котором кратко характеризуют геологическое строение района изысканий, указывают зоны распространения геологических комплексов, перспективных с точки зрения наличия дорожно-строительных материалов, приводят сведения о качестве последних, дают общую оценку обеспеченности района изысканий дорожно-строительными материалами. Все эти данные могут быть нанесены на крупномасштабные инженерно-геологические карты в условных обозначениях.

2.20. При составлении ТЭО реконструкции существующих автомобильных дорог вопросы обеспечения строительства необходимыми дорожно-строительными материалами следует решать на основе изучения результатов предшествующих изысканий в данном районе. Кроме того, необходимо использовать фондовые и архивные материалы геологических управлений, управлений дорог и проектных организаций. В местных строительных организациях следует собрать данные о базисных месторождениях, их обеспеченности запасами дорожно-строительных материалов и их качестве. В первую очередь это относится к материалам, предназначенным для рабочего слоя земляного полотна и дорожной одежды.

2.21. Общий объем разведанных и согласованных запасов дорожно-строительных материалов в рекомендуемой для поисков 10-километровой полосе проложения вариантов трассы автомобильной дороги должен превышать заявленную потребность в 1,5-2,0 раза.

При необходимости ширина поисково-разведочной полосы локально может быть значительно увеличена в зависимости от условий доставки материала.

2.22. Состав работ при изысканиях для составления ТЭР устанавливается в сокращенном по сравнению с вышеуказанными объеме. При этом особо важную роль следует отводить сбору исходных данных, изучению той части архивных и фондовых материалов, которая касается наличия в зоне строительства дороги нерудных строительных материалов.

Поисково-разведочные работы на стадии проектирования


2.23. На стадии проектирования следует выполнять:

разведку месторождений, тяготеющих к выбранному варианту, с детальностью, необходимой для составления паспорта месторождений и обоснования решений, применяемых в проекте дороги;

в исключительных случаях (при значительном изменении условий проложения трассы автомобильной дороги после разработки ТЭО) - поиски и разведку месторождений в полосе проложения дополнительных вариантов с детальностью, позволяющей выбрать наиболее оптимальный вариант для разработки проекта.

2.24. Поисково-разведочные работы выполняют в соответствии со СНиП 1.02.07-87 на основании технического задания главного инженера проекта (ГИП). Кроме общих требований к обследованию автомобильной дороги, на стадии проектирования должны быть указаны:

цель и назначение поисково-разведочных работ;

район поисков и схема проложения вариантов трассы по принятому на стадии составления ТЭО или заданному направлению трассы;

ориентировочная потребность в строительных материалах разных видов;

специальные требования по организации работ;

сроки выполнения работ.

2.25. В соответствии с техническим заданием главный геолог экспедиции составляет программу работ, в которую в качестве самостоятельного раздела включает поисково-разведочные работы; определяет состав работ их методику и объемы, обосновываемые в соответствии с настоящими Нормами. Кроме того, в программе или в отдельном задании главного геолога экспедиции приводится состав исполнителей, определяемый в зависимости от общего объема работ и сроков их выполнения.


Поиск и разведка месторождений в полосе варьирования трассы


2.26. Цель поисково-разведочных работ:

найти месторождения строительных материалов для каждого варианта трассы или для всех при их достаточно близком проложении по всей полосе варьирования;

приближенно оценить условия распространения, залегания и транспортирования материалов к трассе, их запасы и качество;

выделить наиболее перспективные участки по технико-экономическим показателям для последующей детальной разведки и опробования.

2.27. В процессе поисков устанавливают землепользователей, качество перспективных площадей с точки зрения их применения в народном хозяйстве и производят предварительное согласование вопроса об отводе земель. Кроме того, выявляют действующие или только разведанные карьеры, их годовую производственную мощность и возможность применения материалов для строительства дороги. С этой же целью обследуют отвалы горнорудных предприятий и минеральные отходы перерабатывающей промышленности.

2.28. Разведку месторождений в поисках грунтов для земляного полотна выполняют с детальностью, отвечающей подсчету запасов по категории С_2. К этой категории могут быть отнесены запасы при соблюдении следующих условий:

контуры месторождений нанесены по геологическим или геоморфологическим данным (можно по дешифрированным аэроснимкам) и подтверждены отдельными обнажениями или единичными горными выработками;

привязка к трассе проведена по шагомеру, спидометру автомашины или топографическим картам масштаба 1:50000-1:100000;

условия залегания, форма тела полезного ископаемого и литологический состав установлены по описаниям отдельных выработок, геофизической разведки и результатам изучения генетических типов грунтов района. Следует также использовать карту инженерно-геологического районирования, если она составлялась при изысканиях на стадии разработки ТЭО;

пригодность грунтов для земляного полотна определена в соответствии с указаниями СНиП 2.05.02-85 по результатам испытания единичных проб или по аналогии с другими участками на основании визуального изучения образцов по геологической документации выработок и обнажений;

гидрогеологические условия месторождения известны предположительно;

горнотехнические условия выявлены предположительно;

подсчет запасов произведен схематично. Установленные запасы должны превышать заявленную потребность не менее чем в 2 раза.

2.29. Поиски и разведку дренирующих и каменных материалов для дорожной одежды следует производить с детальностью, отвечающей подсчету запасов по категории C_1. К этой категории могут быть отнесены запасы при соблюдении следующих условий:

форма залегания полезной толщи установлена схематично;

средняя мощность исковых и вскрышных пород определена ориентировочно или по данным геофизических работ;

пригодность материала для дорожной одежды, укрепительных работ и сооружения земляного полотна в особых условиях (мокрые выемки, насыпи на болотах и т.п.) определена на основе изучения отдельных проб в лаборатории или визуального обследования их в поле. Отмечено наличие или отсутствие прослоев и линз некондиционных материалов;

гидрологические и горнотехнические условия оценены приближенно: установлено наличие или отсутствие подземных вод;

произведена съемка в масштабе не менее 1:5000 или сделаны топографические планы по материалам аэрофотосъемки;

запасы подсчитаны по данным проходки выработок, электрозондирования и по геолого-геоморфологическим признакам. Установленные запасы должны превышать заявленную потребность не менее чем в 2 раза.

2.30. Качество материалов для дорожной одежды должно быть определено по основным показателям, предусмотренным СНиП 2.05.02-85, а также соответствующими ГОСТами.

2.31. В поисково-разведочных работах следует выделять три периода: подготовительный, полевой и камеральный.

В подготовительный период основной задачей является возможно более полное изучение района изысканий по материалам, указанным в п. 2.25, причем дешифрированию аэрофотоснимков должно быть уделено особое внимание. В процессе дешифрирования аэрофотоснимков, кроме решения общих инженерно-геологических вопросов, определяющих оптимальное проложение вариантов трассы, необходимо выделять наиболее перспективные для поисков месторождений геоморфологические элементы. На составленной по данным дешифрирования предварительной инженерно-геологической карте намечают маршруты поисков, а также предварительную сеть поисково-разведочных выработок и геофизических профилей. Наиболее удобные масштабы - 1:25000 и 1:50000.

На основе собранных материалов определяют необходимые объемы работ и в соответствии с пп. 2.37 и 2.38 составляют программу работ и смету.

В процессе составления программы на основе камеральной проработки вариантов заранее предусматривается полный объем детальных поисково-разведочных работ по избранному для разработки проекта варианту.

2.32. Перед развертыванием полевых работ непосредственно на объекте необходимо изучить материалы фондов местных организаций: плановых комиссий, дорожно-эксплуатационных управлений, бассейновых инспекций, горнодобывающих, обогатительных и перерабатывающих предприятий; уточнить сведения о карьерах, материалы из которых можно использовать для строительства дороги; выяснить сколько и каких материалов (и при каких условиях отпуска и транспортировки) можно получить при разработке карьера.

На основе полученных данных корректируют программу работ и направления намеченных маршрутов.

2.33. Поиски и разведку, как правило, проводят совместно с геологической рекогносцировкой или инженерно-геологической съемкой по каждому выбранному варианту.

Ширину полосы рекогносцировки или инженерно-геологической съемки следует определять в зависимости от характера рельефа, обнаженности и поисковой перспективности территории.

2.34. Основной метод поисковых работ - маршрутное геологическое обследование (рекогносцировка). Поисковые маршруты следует приурочивать к долинам рек и берегам озер, имея в виду нахождение залежей песчаного или гравийно-песчаного аллювия на террасах, в русле, сухих дельтах и конусах выноса, а также выходов скальных пород, слагающих цоколи древних террас или обрывы коренных берегов.

В области развития ледниковых отложений объектами поисков являются зандровые участки, моренные песчано-гравийные образования и валунные поля.

В горных районах необходимо выявлять выходы скальных пород в обнажениях и обрывах, глыбовые россыпи и курумы, осыпи, селевые образования, аллювиальные, элювиальные, делювиальные и пролювиальные рыхлые отложения.

В руслах рек и со дна озер можно получить высококачественный песчаный материал, который можно разрабатывать высокоэффективным способом гидромеханизации. Последнее очень важно при сооружении материалоемких насыпей подхода к мостовым проходам.

2.35. Поисковые маршруты, целью которых является обеспечение строительства материалами для земляного полотна, как правило, намечают в притрассовой 10-километровой полосе исходя из минимальной дальности доставки материала к трассе. В малообеспеченных подходящим грунтом районах или при отсутствии малопригодных для хозяйственного использования земель поисковые маршруты при соответствующем геологическом и экономическом обосновании могут закладываться на большем удалении от варианта проложения трассы.

Поисковые маршруты, целью которых является обеспечение строительства автомобильной дороги материалами для дорожной одежды и укрепительных работ, следует предусматривать по всему району размещения вариантов трассы на основе геологических предпосылок, выявленных в процессе дешифрирования аэрофотоснимков и имеющихся в распоряжении геологических карт. Такие маршруты, как правило, имеют узкую целевую направленность на обследование конкретного геологического образования, например крупных интрузивных и эффузивных тел, скальных массивов, скоплений крупнообломочного материала и т.п.

Максимальная удаленность изыскиваемых месторождений строительных материалов обуславливается в основном экономическими соображениями, такими как обеспеченность района дорожной сетью, речным и железнодорожным транспортом, энергетическими ресурсами и др.

2.36. Работы на маршрутах включают дешифрирование аэрофотоснимков, описания обнажений и геоморфологических форм, геофизические исследования, проходку, разведочные выработки (расчистки, канавы, шурфы, скважины) и их опробование.

Геофизические работы (вертикальное электрозондирование - ВЭЗ) следует проводить в целях оконтуривания месторождений (особенно в тех случаях, когда залежи плохо выражены в рельефе), определения мощности полезной толщи и вскрышного слоя, установления уровня грунтовых вод. С учетом геофизических данных определяют места для размещения выработок.

2.37. Объем и характер разведочных работ по выявлению и обследованию месторождений следует определять в зависимости от конкретных условий.

При поисках материалов для земляного полотна и строительных песков выработки (шурфы, закопушки, скважины) необходимо размещать по всей протяженности маршрута (не менее одной на 1 км), с тем чтобы обследовать все выявленные формы рельефа и геоморфологические элементы.

2.38. При поиске месторождений скальных и крупнообломочных пород сеть поисковых выработок, как правило, размещают по периферии перспективного участка и по двум взаимно перпендикулярным разведочным профилям, пересекающимся в центре участка. Плотность выработок на разведочной линии устанавливается геологом-производителем работ.

2.39. На выявленных месторождениях плотность размещения сети разведочных выработок определяют согласно табл. 1.

2.40. Если в процессе поисков установлено, что в районе изысканий дренирующие грунты отсутствуют, а их доставка из удаленных районов осложнена и требует значительных затрат, то следует выявить возможность использования отходов щебеночных карьеров, разведать месторождения скальных и полускальных пород, а также песчаных грунтов, состав которых имеет отклонения от требований нормативных документов. Имеется в виду, что впоследствии использование таких грунтов при сооружении отдельных элементов земляного полотна может быть соответствующим образом согласовано или обосновано в результате выполнения опытных работ или научных исследований.

При отсутствии кондиционных грунтов для земляного полотна необходимо обследовать месторождения связных переувлажненных грунтов с целью установить возможность их использования для сооружения земляного полотна после принятия специальных мер по обеспечению устойчивости насыпи или после соответствующей обработки (внесение добавок, подсушивание и пр.). Такие работы должны быть обоснованы техническим заданием ГИП в программе работ.

Таблица 1


Скачайте файл, чтобы продолжить чтение...