РД-08-296-99: Положение об организации технического надзора за соблюдением проектных решений и качеством строительства, капитального ремонта и реконструкции на объектах магистральных трубопроводов
(утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 6 июля 1999 г. N 49)
РД-08-296-99 скачал 1201 человек
Текст документа
Положение
об
организации технического надзора за
соблюдением проектных решений и
качеством строительства, капитального
ремонта и реконструкции на
объектах
магистральных
трубопроводов
РД-08-296-99
(утв.
постановлением Госгортехнадзора РФ от
6 июля 1999 г. N 49)
Срок введения в действие с 1 июля 2000 г.
Настоящее Положение введено в действие постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 июня 2000 г. N 30
4. Порядок взаимодействия между участниками строительства
5. Организация технического надзора
Приложение 1. Перечень организационных документов по функционированию
органа независимого технического надзора
1.1. Положение об организации технического надзора за соблюдением проектных решений и качеством строительства, капитального ремонта и реконструкции на объектах магистральных трубопроводов (далее Положение) устанавливает требования к организации технического надзора на объектах магистральных трубопроводов в целях обеспечения безопасной транспортировки опасных продуктов (нефти, газа, газового конденсата продуктов их переработки и жидкого аммиака).
1.2. Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588);
Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234, (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N8, ст. 657);
Гражданским кодексом Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ.
Требованиями нормативных документов Госгортехнадзора России. В нем учтены также требования международных стандартов ИСО серии 9000 и европейского стандарта ЕН 45004.
1.3. Положение предназначено для организаций, осуществляющих деятельность в области: технического надзора за качеством строительства; проектирования; строительства; капитального ремонта; реконструкции; эксплуатации объектов магистральных трубопроводов, включая организации, выполняющие функции Заказчика.
1.4. Требования настоящего Положения обязательны для исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющими деятельность в области проектирования, строительства, технического надзора за качеством строительства и эксплуатацией объектов магистральных трубопроводов.
2.1. Надзор за качеством - непрерывное (постоянное или регулярно повторяемое) наблюдение и проверка состояния объекта, а также анализ рабочей, проектной и исполнительной документации с целью удостоверения того, что установленные требования выполняются (ИСО 8402.1995).
2.2. Объекты магистральных трубопроводов - линейная часть трубопроводов, насосные, компрессорные, газораспределительные, автомобильные газонаполнительные станции, резервуарные парки, трубопроводные части морских терминалов.
2.3. Технический надзор за объектами магистральных трубопроводов - процедура проверки качества работ с определением соответствия требованиям нормативных документов и проектным решениям при строительстве, капитальном ремонте и реконструкции объектов магистральных трубопроводов.
2.4. Орган технического надзора - юридическое или физическое лицо, имеющее соответствующую лицензию на право ведения технического надзора на магистральных трубопроводах.
2.5. Заказчик - юридическое лицо, осуществляющее в процессе строительства* функции, регламентируемые законодательством, в числе которых право и обязанность по организации технического надзора.
2.6. Проектант - юридическое лицо, осуществляющее по техническому заданию "Заказчика" разработку проектной документации на строительство.
2.7. Подрядчик - организация, являющаяся юридическим лицом, осуществляющая строительство объектов магистральных трубопроводов в соответствии с требованиями нормативной, технической и проектной документации.
2.8. Нормативный документ - документ, устанавливающий нормы и правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности.
2.9. Технический регламент - нормативный документ, который устанавливает характеристики продукции (услуги) или связанные с определенным видом деятельности процессы и методы производства.
Примечание:
К техническим регламентам следует относить законодательные акты и постановления Правительства Российской Федерации, содержащие требования, нормы и правила технического характера, государственные стандарты Российской Федерации, в части устанавливаемых в них обязательных требований к проектированию, капитальному ремонту, реконструкции и строительству объектов магистральных трубопроводов, нормы и правила Госгортехнадзора России, как федерального органа исполнительной власти специально уполномоченного в области промышленной безопасности, в компетенцию которого входит установление обязательных требований в области безопасной транспортировки по трубопроводам опасных продуктов.
3.1. Настоящее Положение определяет требования к порядку проведения, процедурам и организации технического надзора, а также к порядку взаимодействия между Заказчиком, Подрядчиком, органами технического надзора, Госгортехнадзором России и его территориальными органами.
3.2. Положение распространяется на виды деятельности, связанные с определением соответствия требованиям нормативных документов и проектным решениям для объектов строительства магистральных трубопроводов для транспортировки опасных продуктов.
Примечание:
Определение соответствия объектов строительства магистральных трубопроводов требованиям норм и проектным решениям включает проверку технической документации изготовителей (поставщиков), подтверждающей качество оборудования и материалов, обоснованных проектом и применяемых на объекте строительства, капитального ремонта или реконструкции.
3.3. Процедуры технического надзора за соблюдением требований нормативных документов, проектных решений и качеством строительства объектов магистральных трубопроводов (далее "Технический надзор за качеством строительства") могут включать следующие виды деятельности:
- анализ проектной документации на контролепригодность проектных решений;
- проверка на соответствие нормам, правилам (в т.ч. проектным решениям), документации на оборудование и материалы; спецификаций на оборудование и материалы, а также документального подтверждения функционирования системы обеспечения качества на заводах изготовителях;
- надзор за проведением Подрядчиком входного контроля качества материалов, изделий и оборудования, поступающих на объекты строительства и места складирования;
- проверка готовности строительно-монтажных организаций к выполнению работ по реализации проекта;
- проверка соответствия процесса производства работ, качества работ и выявление отклонений (далее - "несоответствий") от проекта, нормативных документов и технических регламентов;
- осуществление приемки скрытых работ с оформлением соответствующей документации или соответствующих разрешений;
- проведение в рамках технического надзора сплошного или выборочного контроля качества работ Подрядчика с использованием визуального, инструментальных и физических методов контроля;
- проведение испытаний материалов, используемых при строительстве, на соответствие спецификациям изготовителя;
- взаимосвязь с разработчиком проекта при необходимости внесения изменений в проект и согласование вносимых Проектантом изменений в проект;
- координация деятельности служб качества подрядных организаций;
- подтверждение объемов работ, выполненных Подрядчиком.
3.4. Работы в области технического надзора проводят Орган технического надзора, действующий на основании соответствующих лицензий, или специализированная служба технического надзора "Заказчика", осуществляющая по договору (распоряжению) и на основании соответствующей лицензии "Заказчика" технический надзор за качеством строительства объектов магистральных трубопроводов.
3.5. Лицензии на право осуществления технического надзора выдают органы Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.
Контроль за соблюдением органами технического надзора требований и условий действия лицензии осуществляется органами Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком, действующим законодательством Российской Федерации, международными договорами и соглашениями.
См. Положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий по видам деятельности, лицензирование которых отнесено к полномочиям Госгортехнадзора России, утвержденное приказом Госгортехнадзора РФ от 2 июня 2003 г. N 107
4. Порядок взаимодействия между участниками строительства
Порядок взаимодействия между участниками строительства Заказчиком, Проектантом, Подрядчиком, органами технического надзора, территориальными органами Госгортехнадзора России, а также права и обязанности сторон в отношении друг друга определяются действующим законодательством, положениями, регламентирующими деятельность сторон, требованиями нормативных документов и существующими договорными отношениями.
4.1. Ответственность участников строительства
4.1.1. Заказчик несет ответственность:
4.1.1.1. за обеспечение проведения экспертизы промышленной безопасности проектной документации по строительству объектов магистральных трубопроводов на соответствие нормативным документам;
4.1.1.2. за качество и соответствие требованиям нормативных документов и проектным решениям объектов, связанных с транспортировкой опасных продуктов (в т.ч. за строительство, капитальный ремонт и реконструкцию магистральных трубопроводов), в рамках прав и обязанностей, предоставленных ему договорными отношениями и действующим законодательством;
4.1.1.3. за регистрацию проектной документации в территориальном органе Госгортехнадзора России, выдачу подрядчику разрешения на начало строительства и своевременное информирование территориального органа Госгортехнадзора России о начале строительства;
4.1.1.4. за согласование изменений проектных решений, проводимых при строительстве объектов магистральных трубопроводов, с Проектантом;
4.1.1.5. за обеспечение Подрядчика и Органа технического надзора рабочей документацией на строительство объекта магистрального трубопровода;
4.1.1.6. за принятые у Подрядчика объемы работ, качество которых не подтверждено Органом технического надзора;
4.1.1.7. за своевременное получение разрешения Госгортехнадзора России на применение импортного технологического оборудования;
4.1.1.8. за заключение договора с Органом технического надзора на осуществление технического надзора за качеством строительства или за эффективное функционирование специализированной службы технического надзора "Заказчика" при наличии таковой;
4.1.1.9. за заключение договора с Проектантом при необходимости организации проведения авторского надзора за ходом строительства.
4.1.1.10. за представление по требованию территориального органа Госгортехнадзора России сведений о допущенных отклонениях от проектной документации, допущенных на любом этапе строительства объектов магистральных трубопроводов.
4.1.2. Проектант несет ответственность:
4.1.2.1. за обеспечение соответствия проектной документации на строительство объекта магистрального трубопровода и выбора оборудования, технических изделий, устройств и материалов требованиям нормативных документов;
4.1.2.2. за осуществление авторского надзора за ходом строительства;
4.1.2.3. за изменения,вносимые в проектную документацию и проведение экспертизы промышленной безопасности проектных решений;
4.1.3 Орган технического надзора несет ответственность:
4.1.3.1. за информирование Подрядчика об его обязанностях по соблюдению требований нормативных документов и технических регламентов;
4.1.3.2. за проверку и подтверждение готовности Подрядчика к реализации целей проекта (наличие лицензий, оснащенность квалифицированным персоналом, оснащенность техникой, соответствие лабораторий контроля качества работ определенным требованиям, укомплектованность участков строительства проектной и другой нормативно-технической документацией);
4.1.3.3. за проверку и подтверждение соответствия требованиям нормативной и проектной документации материалов, строительных конструкций, оборудования, монтажных узлов, поступающих на место производства строительно-монтажных работ (кроме проверки соответствия сертификационных параметров);
4.1.3.4. за непрерывный надзор в процессе производства за качеством строительно-монтажных работ на соответствие требованиям нормативных документов и проектной документации, включая, но не ограничивая следующее:
а) инженерную подготовку трассы трубопровода или строительной площадки;
б) приемку труб, их транспортирование и складирование;
в) приемку и хранение сварочных, изоляционных и других материалов, конструкций и оборудования;
г) сварочно-монтажные работы на стендах, транспортировка секций труб на трассу, сварочно-монтажные работы на трассе, неразрушающий производственный контроль сварных соединений;
д) подготовку траншеи;
е) изоляционные и укладочные работы;
ж) сооружение переходов трубопроводов через естественные и искусственные преграды;
з) балластировку и закрепление трубопроводов;
и) засыпку трубопровода и рекультивацию;
к) сооружение переходов через водные преграды, выделенные в самостоятельный комплекс;
л) строительство системы электрохимической защиты от коррозии, системы связи, автоматики и телемеханики, вдоль трассовых линий электропередач;
м) монтаж запорной арматуры, оборудования приема-запуска внутритрубных средств;
н) сооружение наземных и надземных объектов магистральных трубопроводов (резервуарные парки, насосные, компрессорные, газораспределительные, автомобильные газонаполнительные компрессорные станции и другие объекты);
о) проведение очистки и испытания на прочность и герметичность;
п) прочие работы выполняемые на объектах магистральных трубопроводов Подрядчиком.
4.1.3.5. за информирование Заказчика о качестве работ, выполняемых Подрядчиком, обоснованности предлагаемых им изменений проекта, а также по любым отказам Подрядчика выполнять требования нормативных документов;
4.1.3.6. за проверку результатов работы лабораторий контроля качества Подрядчика с осуществлением дублирующего (в установленном порядке) инструментального контроля физическими методами;
4.1.3.7. за приемку скрытых работ и контроль за своевременным и правильным оформлением исполнительной документации;
4.1.3.8. за выдачу Подрядчику предписаний на устранение выявленных несоответствий требованиям нормативных документов и проектной документации и последующий контроль за устранением выявленных несоответствий;
4.1.3.9. за подтверждение объемов и качества выполненных Подрядчиком работ, их соответствие требованиям нормативных и проектных документов;
4.1.3.10. за своевременное информирование Заказчика и территориальных органов Госгортехнадзора России о прекращении или приостановке технического надзора за качеством строительства по любым причинам;
4.1.3.11. за обоснованность своего решения о приостановке технического надзора за качеством строительства и своевременное информирование об этом Заказчика;
4.1.3.12. за обязательное предоставление информации территориальным органам Госгортехнадзора России по указанию Заказчика обо всех отклонениях от проектной документации, допущенных на любом этапе строительства объектов магистральных трубопроводов;
4.1.3.13. за обоснованность своего решения о приостановке строительства и своевременное уведомление об этом Заказчика и территориального органа Госгортехнадзора России.
4.1.4. Территориальный орган Госгортехнадзора России несет ответственность:
4.1.4.1. за регистрацию представленной Заказчиком проектной документации;
4.1.4.2. за своевременную выдачу предписания о приостановке строительства до устранения следующих нарушений:
а) технический надзор за качеством строительства не соответствует требованиям нормативных документов;
б) качество строительства не соответствует требованиям нормативных документов и проектной документации;
4.1.4.3. за выдачу предписания о приостановке строительства в случаях если:
а) строительство объекта ведется без разрешения Заказчика и информирования территориального органа Госгортехнадзора России;
б) строительство объекта ведется без участия Органа технического надзора;
в) Подрядчик не соблюдает требований нормативной и проектной документации и не устраняет отступления от них;
г) строящийся объект не отвечает требованиям нормативных документов;
д) условия производства работ на строительной площадке не отвечают требованиям безопасности.
4.1.5. Подрядчик несет ответственность:
4.1.5.1. за качество и выполнение строительно-монтажных работ безопасными методами в соответствии с проектной документацией и требованиями нормативных документов;
4.1.5.2. за приемку труб, оборудования и материалов, их транспортирование, складирование и хранение;
4.1.5.3. за обеспечение реализации проекта в установленной последовательности, с применением оборудования и материалов, предусмотренных проектом и отвечающих требованиям нормативных документов;
4.1.5.4. за своевременное уведомление Заказчика и Проектанта о выявленных в проектной документации несоответствиях требованиям нормативной документации;
4.1.5.5. за обеспечение выполнения персоналом предписаний Федеральных органов надзора и Органа технического надзора в части соблюдения требований нормативных документов и устранения несоответствий;
4.1.5.6. за своевременное и качественное оформление исполнительной документации на выполненные строительно-монтажные работы;
4.1.5.7. за передачу заказчику комплекта исполнительной документации на построенный объект.
5. Организация технического надзора
5.1. Требования к органу технического надзора.
5.1.1. Для технического надзора за качеством строительства рекомендуется привлекать независимую организацию, являющуюся юридическим лицом (Орган технического надзора), обладающую соответствующим опытом, оборудованием и квалифицированным персоналом для надзора за качеством строительства, и имеющую право (лицензию) на осуществление данного вида деятельности (орган технического надзора - типа А).
5.1.2. Разрешается привлекать к выполнению функций органа технического надзора за качеством строительства специализированную службу Заказчика, обладающую соответствующим опытом, оборудованием и квалифицированным персоналом для надзора за качеством строительства, действующую при наличии у нее лицензии на осуществление данного вида деятельности (орган технического надзора - типа В).
5.1.3. При ремонте и реконструкции объекта магистрального трубопровода, связанных с ликвидацией аварии, аварийной ситуации или опасных условий эксплуатации, разрешается выполнение функций технического надзора за качеством ремонта или реконструкции этого объекта специалистами эксплуатационного персонала, прошедшими специальное обучение, аттестацию и освобожденными на время проведения надзора от выполнения других должностных обязанностей (орган технического надзора - типа С).
5.2. Организация и управление.
5.2.1. Орган технического надзора должен иметь организационную структуру, которая позволяет обеспечить квалифицированное выполнение его технических функций.
5.2.2. Орган технического надзора должен определить и документально оформить виды ответственности, структуру и порядок отчетности в организации. Там, где орган имеет службы неразрушающего контроля и испытаний, должны быть четко определены и разграничены функции всех участников процесса технического надзора.
Служба неразрушающего контроля и испытаний должна быть аттестована в установленном порядке.
5.2.3. Орган технического надзора:
5.2.3.1. должен иметь технического руководителя, имеющего подтвержденную квалификацию и опыт работы в данной области, который несет полную профессиональную ответственность за деятельность организации в соответствии с требованиями нормативных документов; технический руководитель должен являться постоянным служащим Органа технического надзора;
5.2.3.2. должен быть укомплектован персоналом, прошедшим обучение и аттестацию в установленном порядке;
5.2.3.3. должен применять оборудование и средства неразрушающего контроля по своим техническим характеристикам не ниже, чем у организации - Подрядчика;
5.2.3.4. должен иметь задокументированную систему обеспечения качества, соответствующую требованиям стандартов ИСО серии 9000, либо (до 2001 года) иные документы, подтверждающие качественное ведение технического надзора.
5.2.4. Орган технического надзора при заключении договора с Заказчиком должен согласовать перечень услуг по организации технического надзора, учитывающий сложность проекта строительства. Перечень услуг по организации технического надзора является неотъемлемой частью договора и оформляется в виде обязательного приложения к основному договору.
5.2.5. Для реализации сложных проектов Заказчик вправе привлекать к осуществлению технического надзора за качеством строительства несколько организаций с различными технологическими специализациями, отвечающие требованиям п.5.1, 5.2 настоящего Положения.
5.3. Требования к порядку проведения технического надзора на этапе, предшествующем началу строительных работ:
5.3.1. Для регистрации проекта строительства объекта Заказчик направляет в территориальный орган Госгортехнадзора России заявление установленного образца с приложением к последнему:
б) копии Перечня услуг по организации технического надзора;
в) заключения о проведении экспертизы промышленной безопасности.
5.3.2. Срок рассмотрения представленной по п.5.3.1 документации не должен превышать одного месяца со дня ее представления в территориальный орган Госгортехнадзора России.
5.3.3. При подтверждении соответствия проектной документации требованиям нормативных документов и выполнении требования пункта 5.3.1. территориальный орган Госгортехнадзора России регистрирует проект и выдает Заказчику уведомление в письменном виде о регистрации.
5.3.4. Решение территориального органа Госгортехнадзора России об отказе в регистрации проекта строительства может быть обжаловано в Госгортехнадзоре России или арбитражном суде.
5.3.5. Разрешение проекта строительства теряет силу в следующих случаях:
а) при смене Заказчика;
б) если строительство не было начато в течение одного календарного года;
в) если строительство прекращено на срок более одного календарного года.
5.3.6. Заказчик обязан не менее чем за 24 часа до начала строительства уведомить территориальный орган Госгортехнадзора России о дате начала строительства и местонахождении объекта.
5.4. Требования к порядку проведения технического надзора в процессе строительства.
5.4.1. Подрядчик после получения разрешения на начало строительства, разрабатывает план-график строительства, согласовывает его с Заказчиком, информирует Орган технического надзора, а затем приступает к реализации проекта.
5.4.2. Орган технического надзора обеспечивает представление услуг по надзору за качеством строительства в соответствии с перечнем обязанностей и ответственностей, указанных в п.3.3 настоящего Положения. В процессе строительства Орган технического надзора отчитывается перед Заказчиком и по требованию территориального органа Госгортехнадзора России представляет информацию о ходе строительства и выявленных несоотвествиях проектной документацией через Заказчика.
5.4.3. Территориальный орган Госгортехнадзора России проверяет процесс реализации проекта на соответствие требованиям нормативных документов и выполнение Органом технического надзора функций по надзору за качеством строительства. При обнаружении грубых систематических нарушений территориальный орган Госгортехнадзора России может направить Заказчику представление на замену Подрядчика и Органа технического надзора.
5.4.4. Подрядчик своевременно устраняет недостатки, нарушения, несоответствия проектным решениям и требованиям нормативных документов, выявленные Органом технического надзора.
5.4.5. В случае необходимости внесения изменений в проект Проектант проводит согласование в установленном порядке. В случаях если изменения значительны, Проектант через Заказчика представляет их с соответствующими согласованиями заключением по экспертизе промышленной безопасности в территориальный орган Госгортехнадзора России.
К значительным изменениям относятся: серьезные изменения трассы трубопровода, при которых меняются условия прокладки, изменения конструкций отдельных ответственных узлов (замена подземной прокладки на надземную, замена типов компенсаторов и др.).
В случаях эквивалентной замены типа изоляции, технических условий на трубы, типа балластировки и т.д. сохраняется обычный порядок согласования изменений без проведения экспертизы промышленной безопасности.
5.4.6. По окончании строительства и завершения испытаний объекта Подрядчик представляет готовый объект Рабочей комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта и передает Заказчику комплект исполнительной документации. Заказчик представляет построенный объект к приемке Государственной комиссии.
5.5. После подписания акта приемки объекта членами Государственной комиссии реализация проекта считается завершенной, а построенный объект принятым в эксплуатацию.
______________________________
* Примечание: здесь и далее по тексту понятие строительство подразумевает также капитальный ремонт, реконструкцию и техническое перевооружение.
Перечень
организационных
документов по функционированию органа
независимого
технического надзора
1. Положение об организации технического надзора за соблюдением проектных решений и качеством строительства, капитального ремонта и реконструкции на объектах магистральных трубопроводов.
2. Порядок проверки организационной и технической готовности и лицензирования организаций, осуществляющих технический надзор.
3. Типовое положение об Органе независимого технического надзора.
4. Правила аттестации персонала органов независимого технического надзора. Основные требования и порядок аттестации.
5. Требования к системе качества Органа независимого технического надзора.
РД-08-296-99 скачал 1201 человек