Приказ Госгортехнадзора РФ от 23 октября 2002 г. N 179: "О результатах проведенной целевой проверки организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений предприятий и организаций, поднадзорных территориальным органам Госгортехнадзора России в Южном федеральном округе"

Текст документа

Приказ Госгортехнадзора РФ от 23 октября 2002 г. N 179
"О результатах проведенной целевой проверки организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений предприятий и организаций, поднадзорных территориальным органам Госгортехнадзора России в Южном федеральном округе"

Во исполнение приказа Госгортехнадзора России от 5 сентября 2002 года N 153 "О совершенствовании государственного надзора и разработке дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных Госгортехнадзору России предприятиях и организациях в Южном федеральном округе" комиссией в период с 25 по 28 сентября 2002 года проведена целевая проверка организации государственного надзора, соблюдения требований законодательства Российской Федерации, приказов, постановлений и указаний Госгортехнадзора России, а также деятельности по реализации государственной политики в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствие с требованиями Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ на предприятиях и организациях, поднадзорных Кабардино-Балкарскому и Ростовскому управлениям; управлениям Нижне-Волжского, Ставропольского и Северо-Кавказского округов Госгортехнадзора России.

Проверкой установлено, что под государственным надзором Госгортехнадзора России в шести территориальных органах: Ростовское и Кабардино-Балкарское управления; управления Нижне-Волжского, Ставропольского, Северо-Кавказского округов; Северо-Осетинская инспекция, находятся гидротехнические сооружения 80 накопителей жидких отходов 22 горнодобывающих, химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих, металлургических предприятий и организаций с общим объемом более 380 млн.м отходов и технологической воды.

Состояние гидротехнических сооружений поднадзорных территориальным органам Госгортехнадзора России предприятий и организаций в целом удовлетворительное.

Однако, в ряде случаев инспекторский состав не предъявляет требования к поднадзорным предприятиям и организациям в части обязательного декларирования безопасности гидротехнических сооружений.

Так, на период проверки не утверждены в установленном порядке декларации безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких отходов ОАО "Тырныаузкий ГОК", ЗАО "Краснодарэконефть", ЗАО ЭНПП "Сириус".

Гидротехнические сооружения хвостохранилища ОАО "Садонский СЦК" (III класса) длительное время эксплуатируется без декларации безопасности.

Ни одно гидротехническое сооружение, поднадзорное Ростовскому управлению, не включено в график разработки и утверждения деклараций безопасности.

Со стороны инспекторского состава не предъявляется должной требовательности к руководителям поднадзорных предприятий и организаций в части регистрации гидротехнических сооружений в отраслевом разделе Российского регистра.

До настоящего времени не представлены в Госгортехнадзор России все необходимые документы, регламентированные "Инструкцией о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений", для внесения своих гидротехнических сооружений в отраслевой раздел Российского регистра и не получили соответствующие документы, подтверждающие их государственную регистрацию: ОАО "Волгоградский сталепроволочно-канатный завод, ОАО "Волгоградский алюминий" (Управление Нижне-Волжского округа); ОАО "Тырныаузкий ГОК" (Кабардино-Балкарское управление); ЗАО "Урупский ГОК", ГУП "Гидрометаллургический завод" (Управление Ставропольского округа); все организации, поднадзорные Ростовскому управлению, кроме ОАО "Каменскволокно".

Ослаблен контроль в части представления поднадзорными организациями и предприятиями паспортов и годовых отчетов о состоянии гидротехнических сооружений в соответствии с рекомендациями Госгортехнадзора России в аналитические центры по ведению мониторинга технического состояния гидротехнических сооружений ООО НИПЭЦ "Промгидротехника" и ЗАО "Экоцентр-Агрохимбезопасность".

До настоящего времени в ОАО "Тырныаузский ГОК" не разработан проект мониторинга безопасности хвостохранилища обогатительной фабрики. В организациях, поднадзорных Ростовскому управлению, отсутствуют разработанные и утвержденные в установленном порядке инструкции и проекты мониторинга безопасности гидротехнических сооружений; аналогичная ситуация с мониторингом безопасности на ОАО "Садонский СЦК".

Практически во всех проверенных организациях отсутствуют нормативные технические документы, регламентирующие безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений: Правила безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов (ПБ 03-438-02);

Инструкция о порядке определения критериев безопасности и оценки состояния гидротехнических сооружений накопителей жидких отходов промышленных отходов на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях (РД 03-443-02).

В целях реализации требований законодательства Российской Федерации в части безопасности гидротехнических сооружений и повышения эффективности государственного надзора за их безопасностью приказываю:

1. Управлению по надзору в горнорудной промышленности (Перепелицын А.И.), Управлению по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (Шаталов А.А.), Управлению по надзору в угольной промышленности (Чигрин В.Д), Отделу по надзору в металлургической промышленности (Зуев Г.П.):

1.1. Разработать в течение 2003 года Методические указания по оценке состояния гидротехнических сооружений на основе их визуального контроля (натурных наблюдений).

1.2. Подготовить в течение IV квартала 2002 года соответствующие материалы для формирования сборника нормативно-технической документации, регламентирующие безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений, вопросы государственной регистрации гидротехнических сооружений в Российском регистре и разработку критериев безопасности гидротехнических сооружений.

1.3. Провести в I квартале 2003 года семинар инспекторского состава территориальных органов Госгортехнадзора России, осуществляющих надзор за безопасностью гидротехнических сооружений, по теме "Пути повышения эффективности организации и осуществления государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений".

1.4. Разработать формы отчетности территориальных органов Госгортехнадзора России по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.

2. Кабардино-Балкарскому управлению (Шахманов И.Б.), Ростовскому управлению (Обухов А.А.), Управлению Ставропольского округа (Сулимкин В.П.), Управлению Северо-Кавказского округа (Гущин В.В.), Управлению Нижне-Волжского округа (Никитин И.И.), Северо-Осетинской инспекции (Быхтин В.П.) Госгортехнадзора России:

2.1. Обеспечить государственный надзор и контроль за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.

2.2. Провести ревизию гидротехнических сооружений с целью внесения их в отраслевой раздел Российского регистра гидротехнических сооружений и потребовать от руководителей поднадзорных организаций и объектов, имеющих в своем составе накопители жидких отходов промышленности, представить в Госгортехнадзор России до 01.12.2002 года необходимые сведения для регистрации, в соответствии с нормативными документами.

2.3. Представить до 01.11.2002 в Госгортехнадзор России перечни предприятий и организаций, имеющих в своем составе накопители жидких отходов промышленности, с указанием сроков разработки и утверждения критериев безопасности гидротехнических сооружений этих накопителей.

2.4. Обеспечить своевременную разработку собственниками гидротехнических сооружений и представление на утверждение в Госгортехнадзор России деклараций безопасности, проектов мониторинга безопасности, критериев безопасности, а также расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Согласовать до 01.12.2002 года с региональными органами МЧС России и представить в Госгортехнадзор России график разработки и утверждения деклараций безопасности гидротехнических сооружений, предусмотрев окончание процедуры декларирования безопасности поднадзорных накопителей жидких отходов промышленности до конца 2003 года.

2.5. Представить до конца 2002 года в Госгортехнадзор России графики определения в 2003 году размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений, поднадзорных Госгортехнадзору России предприятий и организаций, для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности.

2.6. Потребовать от поднадзорных предприятий и организаций ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с "Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России" (РД 03-259-98), утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 12.01.98 N 2.

2.7. Рекомендовать руководителям поднадзорных предприятий и организаций определить перечень должностных лиц, на которые возлагается ответственность за осуществление необходимых мер по предупреждению аварий гидротехнических сооружений, и обеспечить соответствующий производственный контроль и надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Госгортехнадзора России Субботина А.И.


Начальник Госгортехнадзора России

В.М.Кульечев