Приказ Госгортехнадзора РФ от 31 октября 2001 г. N 146: "Об утверждении Межотраслевой программы комплексной информатизации регулирования промышленной безопасности на 2001 - 2004 годы"
Приказ Госгортехнадзора РФ от 31 октября 2001 г. N 146 скачали 228 человек
Текст документа
Приказ
Госгортехнадзора РФ от 31 октября 2001 г.
N 146
"Об утверждении Межотраслевой
программы комплексной информатизации
регулирования промышленной безопасности
на 2001 - 2004 годы"
Создание единого информационного пространства в области промышленной безопасности является важнейшей государственной задачей, от решения которой зависят условия для перехода на современный уровень государственного регулирования промышленной безопасности.
В решении этой задачи заинтересованы не только государственные органы и Федеральный горный и промышленный надзор России, как федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный Правительством Российской Федерации в области промышленной безопасности, но и другие потенциальные пользователи информационных ресурсов в области промышленной безопасности - промышленные предприятия, научно-исследовательские, проектные и экспертные организации, разработчики и производители средств обеспечения промышленной безопасности и другие организации.
Данная заинтересованность со стороны ряда крупных промышленных объединений (холдингов, вертикально - интегрированных компаний) базируется на очевидной целесообразности интеграции информационных ресурсов и выражается в конкретных предложениях по финансированию данного проекта.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" от 24.11.98 N 1371 и программных установок Правительства Российской Федерации по совершенствованию системы регулирования предпринимательской деятельности приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Межотраслевую программу комплексной информатизации регулирования промышленной безопасности на 2001 - 2004 годы (приложение 1).
2. Финансово-экономическому управлению (Челышев А.Н.) и Научно-техническому управлению (Денисов А.В.) совместно с руководителями отраслевых управлений (отделов) и территориальных органов в месячный срок подготовить предложения об объемах и источниках финансирования Межотраслевой программы комплексной информатизации регулирования промышленной безопасности на 2001 - 2004 годы.
3. Рекомендовать промышленным предприятиям и организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, научно-исследовательским, экспертным и другим организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности, принять долевое участие в финансировании Межотраслевой программы комплексной информатизации регулирования промышленной безопасности на 2001 - 2004 годы.
Начальник Госгортехнадзора России |
В.М.Кульечев |
Межотраслевая
программа
комплексной информатизации
регулирования промышленной безопасности
на 2001 - 2004 годы
(утв. приказом
Госгортехнадзора РФ от 31 октября 2001 г.
N 146)
I. Содержание проблемы и обоснование ее решения программными
методами
II. Основные цели и задачи, сроки реализации программы
III. Система программных мероприятий
IV. Ресурсное обеспечение программы
V. Механизм реализации программы
VI. Организация управления программой и контроль за ходом ее
реализации
VII. Паспорт межотраслевой программы комплексной информатизации
регулирования промышленной безопасности 2001 - 2004 гг.
Приложение. Перечень мероприятий Межотраслевой программы комплексной
информатизации регулирования промышленной безопасности
на 2001 - 2004 гг.
I. Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами
В ходе проведения экономических реформ практически полностью изменилась правовая база в области промышленной безопасности. Значительно возросла ответственность субъектов хозяйственной деятельности в вопросах обеспечения безопасных условий работы и предупреждения промышленных аварий. Это обусловливает необходимость усиления государственного контроля и надзора за деятельностью промышленных предприятий, за внедрением на них системы производственного контроля.
В настоящее время затруднен сбор и обобщение отраслевой статистической информации по аварийности и травматизму, по отказам оборудования на подотчетных предприятиях, разработка и совершенствование средств защиты, разработка и централизованное распространение отраслевой нормативной документации, что создает своеобразный информационный вакуум в вопросах промышленной безопасности. Подобное положение может быть исправлено за счет организации с использованием современных информационных технологий доступа поднадзорных предприятий к соответствующим корпоративным банкам данных, которые должны вестись под эгидой Госгортехнадзора России, как федерального органа исполнительной власти, специально-уполномоченного в области промышленной безопасности.
Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", принятым в июле 1997 года, предусмотрены следующие основные элементы управления промышленной безопасности:
- нормативное и правовое регулирование промышленной безопасности;
- федеральный надзор в области промышленной безопасности;
- государственная регистрация опасных производственных объектов;
- лицензирование опасных видов деятельности;
- экспертиза промышленной безопасности;
- сертификация технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
- обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
- декларирование промышленной безопасности;
- расследование и учет промышленных аварий и инцидентов;
- информирование общественности и органов исполнительной власти о состоянии промышленной безопасности.
Эффективное обеспечение промышленной безопасности на опасных производственных объектах должно базироваться на обработке и анализе большого массива фактографической информации (по состоянию технических устройств на опасных производственных объектах, аварийности, производственного травматизма и т.п.), что невозможно без привлечения современных информационных технологий с использованием средств вычислительной техники и связи, образующих единое информационное пространство по всей территории Российской Федерации.
Создание единого информационного пространства позволит организациям получить всю необходимую информацию для принятия оптимальных и экономически обоснованных решений по обеспечению промышленной безопасности. Так, в частности, крупные промышленные компании получат доступ к банкам данных по правовой и нормативно-справочной документации в области промышленной безопасности, к статистической информации по производственному травматизму, аварийности и т.д. Страховые компании - к банкам данных по вопросам экспертизы и декларирования промышленной безопасности, оценке риска, что позволит более эффективно проводить страхование опасных производственных объектов. Благодаря доступу через компьютерную сеть к проектам нормативных и правовых документов, заинтересованные организации смогут принять участие в законе и нормотворческой деятельности в области промышленной безопасности, а возможности современных информационных технологий позволят специалистам промышленных предприятий, используя компьютерную технику, получать консультации специалистов Госгортехнадзора России.
Практически значимым результатом использования информационных технологий для комплексной информатизации процесса регулирования промышленной безопасности в рамках настоящей Программы должно стать создание автоматизированной информационно-управляющей системы, охватывающей всю территорию Российской Федерации.
Автоматизированная информационно-управляющая система государственного регулирования промышленной безопасности (АИС ПБ) предусматривает сбор, обработку информации о состоянии промышленной безопасности на опасных производственных объектах на всей территории Российской Федерации и оперативный доступ к данной информации любого заинтересованного пользователя в соответствии с его полномочиями.
Необходимость создания АИС ПБ нашла отражение в следующих поручениях и постановлениях Правительства Российской Федерации: от 27.10.97 г. N БВ-П7-58пр, от 5.12.97 г. N БВ-П7-39284, от 04.02.98 г. N БВ-П7-16пр, от 10.04.98 г. БВ-П7-10547, от 17.06.98 г. N 600. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.98 г. N 1371 Госгортехнадзор России определен заказчиком работ, связанных с созданием и обеспечением функционирования АИС ПБ.
При отсутствии достаточных средств из Федерального бюджета на финансирование АИС ПБ, предлагается решить проблему с помощью данной межведомственной программы с привлечением дополнительных финансовых средств от промышленных предприятий.
Принятие и осуществление предлагаемой межотраслевой программы комплексной информатизации регулирования промышленной безопасности позволит придать государственной политике в области промышленной безопасности необходимый превентивный характер, существенно ускорить прохождение заявок поднадзорных организаций на оформление лицензий, сертификатов, регистрацию опасных производственных объектов. Кроме того, позволит обеспечить в соответствии с полномочиями оперативный доступ к информации широкому кругу организаций, участвующих в обеспечении промышленной безопасности (промышленные предприятия, экспертные организации, разработчики и производители средств обеспечения промышленной безопасности и т.п.).
II. Основные цели и задачи, сроки реализации программы
Целью межотраслевой программы комплексной информатизации регулирования промышленной безопасности (далее по тексту Программы) является создание автоматизированной информационно-управляющей системы государственного регулирования промышленной безопасности, которая должна обеспечить реализацию следующих функций:
1. создание единого информационного пространства для сбора обработки и анализа информации о состоянии промышленной безопасности по всей территории Российской Федерации;
2. повышение оперативности и достоверности поступающей информации о состоянии промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
3. повышение доступности информации в области промышленной безопасности для специалистов Госгортехнадзора России, федеральных, местных органов власти и предприятий и организаций;
4. обеспечение заинтересованных пользователей:
- информацией, обеспечивающей принятие экономически обоснованных решений в области промышленной безопасности;
- доступом к банкам данных нормативных и распорядительных документов, регулирующих вопросы обеспечения промышленной безопасности;
- участие в законо и нормотворческой деятельности в области промышленной безопасности;
- консультациями специалистов Госгортехнадзора России в области промышленной безопасности;
Задачами программы являются:
1. создание, внедрение и предоставление доступа к широкому кругу государственных реестров, банков данных нормативной, правовой, технической информации, банков данных экспертных и страховых организаций, деклараций промышленной безопасности, лицензий и разрешений, информационных материалов по аварийности и производственному травматизму;
2. обеспечение информационного взаимодействия между Госгортехнадзором России и промышленными предприятиями, повышение информированности в области промышленной безопасности заинтересованных организаций, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами за счет подключения их к специализированным банкам данных;
3. оснащение рабочих мест специалистов на объектах автоматизации АИС ПБ современными программными и техническими средствами;
4. организация информационного взаимодействия АИС ПБ с другими информационными системами федерального уровня, а также с системами ведомственных аварийно-спасательных служб (горноспасательных, газоспасательных, противопожарных).
Разработка и реализация программы будет осуществляться в 2001-2004 годах.
III. Система программных мероприятий
1. Разработка общесистемной документации и технорабочего проекта по
АИС ПБ
2. Разработка пилотного проекта АИС ПБ
3. Опытная эксплуатация пилотного проекта АИС ПБ
5. Ввод в действие АИС ПБ в целом
Предлагаемые программные мероприятия систематизируются по следующим направлениям:
1. Разработка общесистемной документации и технорабочего проекта по АИС ПБ
Основным содержанием, проводимых мероприятий является разработка общесистемных проектных решений по АИС ПБ. Результаты упомянутых решений должны найти свое отражение в разработке модели данных и алгоритмов по следующим основным подсистемам АИС ПБ:
- подсистеме прикладных задач промышленной безопасности, в рамках которой будет осуществлена автоматизация основных функций по государственному регулированию промышленной безопасности: контрольной и надзорной деятельности, ведению государственного реестра опасных производственных объектов, лицензионно-разрешительной деятельности, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов, сбору, учету и анализу данных по аварийности и травматизму на опасных производственных объектах, обеспечению системы экспертизы, аттестации и подготовки персонала, декларированию промышленной безопасности, сертификации поднадзорной продукции и выдачи разрешений на применение технических устройств;
- подсистеме нормативно-справочной информации, в рамках которой будет осуществляться доступ к правовой, нормативной и распорядительной документации в области промышленной безопасности федерального и местного уровней, касающейся вопросов государственного регулирования промышленной безопасности; к зарубежным правовым и нормативным документам, а также к базе данных нормативных и распорядительных документов Госгортехнадзора России;
- общеуправленческой подсистеме, в рамках которой должна осуществляться автоматизация традиционных функций управления: бухгалтерский учет, документооборот и делопроизводство, управление кадрами.
Кроме того, в рамках данного направления должны быть разработаны общесистемные решения по комплексу технических средств АИС ПБ, а также системному программному обеспечению, в частности, реализующему функции обмена информацией между объектами автоматизации и смежными информационными системами с использованием современных Internet/Intranet технологий.
2. Разработка пилотного проекта АИС ПБ
Комплекс мероприятий предполагает реализацию и внедрение проектных решений, разработанных на 1 этапе, на ограниченном числе объектов автоматизации (5-7). Предусматривается проведение следующих работ:
- разработка прикладного программного обеспечения (ПО);
- поставка аппаратных средств на объекты пилотного проекта и инсталляцию общесистемного ПО;
- ввод данных в базы данных нормативно-справочной подсистемы;
- пуско-наладка и ввод в действие.
3. Опытная эксплуатация пилотного проекта АИС ПБ
Предусматривает доработку проектных решений по комплексу технических средств и прикладному ПО до уровня, который позволит обеспечить их тиражирование на объекты автоматизации АИС ПБ.
Данный комплекс мероприятий предусматривает тиражирование и внедрение разработанных и отработанных на предыдущих этапах ПО и комплекса технических средств на объекты автоматизации АИС ПБ. Ввиду большого числа объектов автоматизации, их распределенности по территории Российской Федерации предусматривается 7 стадий внедрения. Конкретное распределение объектов по стадиям внедрения будет произведено после завершения разработки пилотного проекта. На каждой стадии внедрения предусматривается разработка технорабочих проектов для объектов соответствующих очередей внедрения, в рамках которых будет осуществляться проектирование локальных вычислительных сетей, после чего производится поставка техники с предустановленным ПО, пуско-наладка и ввод в действие. На этапах внедрения предполагается подключение в качестве клиентских рабочих станций компьютеров заинтересованных организаций и ведомств к специализированным банкам данных в области промышленной безопасности.
Кроме того, на каждой стадии внедрения, предусматривается обучение администраторов и пользователей АИС ПБ.
5. Ввод в действие АИС ПБ в целом
Предусматривается устранение недостатков, выявленных на предыдущих этапах, проведение комплексных испытаний АИС ПБ и приемка в промышленную эксплуатацию.
Перечень мероприятий межотраслевой программы комплексной информатизации управления промышленной безопасностью на 2001 - 2004 годы с указанием финансовых затрат по источникам финансирования, сроков исполнения и исполнителей приведен в Приложении.
IV. Ресурсное обеспечение программы
Для реализации Программы в 2001 - 2004 годах необходимо затратить 160 млн. рублей. Из них - 80 млн. рублей за счет средств, получаемых органами Госгортехнадзора России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.99 N 688 "О дополнительных источниках финансирования расходов на содержание территориальных органов Федерального горного и промышленного надзора России" и 80 млн. рублей за счет средств заинтересованных предприятий и ведомств.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2004 г. N 349 вышеназванное постановление признано утратившим силу
По разделам Программы эти средства распределяются следующим образом (на 2001-2004 годы):
- разработка общесистемной документации и технорабочего проекта по АИС ПБ-3,2 млн. рублей (вся сумма в 2001 году);
- разработка пилотного проекта АИС ПБ - 25,720 млн. рублей (из них 6,2 млн. рублей в 2001 году и 19,520 млн. рублей в 2002 году);
- опытная эксплуатация пилотного проекта - 3,860 млн. рублей (вся сумма в 2002 году);
- каждая из семи очередей внедрения АИС ПБ - 17,88 млн. рублей (из них 1, 2, 3 и 4 очереди в 2003 году, 5, 6 и 7 - в 2004 году);
- ввод в действие АИС ПБ в целом - 2,06 млн. рублей в 2004 году.
Создание АИС ПБ будет производиться при долевом участии в финансировании заинтересованных организаций.
Федеральный горный и промышленный надзор России является государственным заказчиком работ по АИС ПБ и осуществляет контроль за целевым и адресным использованием финансовых средств, ведет работу по привлечению внебюджетных средств.
V. Механизм реализации программы
Государственным заказчиком программы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.98 г. N 1371 является Госгортехнадзор России. Реализация Программы осуществляется на основе договоров, заключаемых государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий. Договор определяет права и обязанности государственного заказчика и исполнителя, регулирует их отношения при выполнении договора, в том числе предусматривает осуществление государственным заказчиком контроля за выполнение работ.
Государственный заказчик, с учетом финансовых средств, ежегодно выделяемых на реализацию программных мероприятий, уточняет целевые показатели и затраты по реализации программных мероприятий, механизм их реализации, состав исполнителей.
Исполнители программных мероприятий в рамках выделенных им финансовых средств организуют разработку и реализацию программных мероприятий.
VI. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Формы и методы управления реализацией Программы определяются Государственным заказчиком.
Текущее управление Программой осуществляется Координационным советом по вопросам комплексной информатизации Госгортехнадзора России, созданным согласно приказу Госгортехнадзора России.
Контроль за ходом реализации Программы в целом осуществляет Госгортехнадзор России при научно-методической поддержке ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность".
VII. Паспорт межотраслевой программы комплексной информатизации регулирования промышленной безопасности 2001 - 2004 годы
Наименование Программы Межотраслевая программа комплексной
информатизации управления промышленной
безопасностью на 2001 - 2004 годы.
Основание для Постановление Правительства Российской Федерации
разработки Программы от 24.11.98 г.N 1371
Разработчик Программы Федеральный горный и промышленный надзор России
Цели и задачи создание автоматизированной
Программы информационно-управляющей системы
государственного регулирования промышленной
безопасности (АИС ПБ);
создание единого информационного пространства
для сбора и обработки информации о состоянии
промышленной безопасности опасных
производственных объектов по всей территории
Российской Федерации;
обеспечение заинтересованных организаций:
- информацией, обеспечивающей принятие
экономически обоснованных решений в области
промышленной безопасности;
- доступом к банкам данных нормативных и
распорядительных документов, регулирующих
вопросы обеспечения промышленной безопасности;
- участием в законо и нормотворческой
деятельности в области промышленной
безопасности;
- консультациями со специалистами
Госгортехнадзора России в области промышленной
безопасности;
повышение оперативности и достоверности
поступающей информации о состоянии промышленной
безопасности опасных производственных объектов;
повышение доступности информации в области
промышленной безопасности для федеральных
органов власти и заинтересованных организаций;
сокращение сроков подготовки и прохождения
документов.
Сроки реализации 2001 - 2004 годы
Программы
Перечень основных разработка общесистемных решений по АИС ПБ;
мероприятий Программы разработка и внедрение пилотного проекта АИС ПБ;
внедрение АИС ПБ на объектах автоматизации и
подключение к корпоративным банкам данных
заинтересованных пользователей;
ввод в действие АИС ПБ в целом.
Объемы источники и средства Госгортехнадзора России - 80 млн.руб. и
механизм средства заинтересованных организаций - 80
финансирования млн.руб.
Ожидаемые результаты повышение уровня промышленной безопасности на
реализации Программы опасных производственных объектах и, как
следствие, снижение уровня аварийности и
травматизма, уменьшение внеплановых
экономических потерь от аварий и несчастных
случаев на производстве.
Система организации контроль за исполнением Программы осуществляет
контроля за Федеральный горный и промышленный надзор России
исполнением Программы при научно-методической поддержке ГУП "НТЦ
"Промышленная безопасность".
Перечень
мероприятий
Межотраслевой программы комплексной
информатизации регулирования промышленной
безопасности на 2001 - 2004 годы
1. Разработка общесистемной документации и технорабочего проекта по
АИС ПБ
2. Разработка пилотного проекта АИС ПБ
3. Опытная эксплуатация пилотного проекта АИС ПБ
4. Первая очередь внедрения АИС ПБ
5. Вторая очередь внедрения АИС ПБ
6. Третья очередь внедрения АИС ПБ
7. Четвертая очередь внедрения АИС ПБ
8. Пятая очередь внедрения АИС ПБ
9. Шестая очередь внедрения АИС ПБ
10. Седьмая очередь внедрения АИС ПБ
11. Ввод в действие АИС ПБ в целом
Приказ Госгортехнадзора РФ от 31 октября 2001 г. N 146 скачали 228 человек