СП 12-103-2002: "Пути наземные рельсовые крановые. Проектирование, устройство и эксплуатация"
(одобрен и рекомендован к применению постановлением Госстроя РФ от 27 февраля 2003 г. N 26)
СП 12-103-2002 скачали 5159 человек
Текст документа
Свод
правил по проектированию и строительству
СП
12-103-2002
"Пути наземные рельсовые
крановые. Проектирование, устройство
и эксплуатация"
(одобрен и
рекомендован к применению постановлением
Госстроя РФ от 27 февраля 2003 г. N 26)
Tracks overland rail crane. Projection, structure and exploitation
Приложение А. Перечень используемых нормативных документов
Приложение Б. Термины и определения
Приложение В. Головные организации по крановым путям и краностроению
Приложение Г. Конструктивные решения и применяемые материалы
Приложение Д. Паспорт кранового пути
Приложение Е. Состав технического задания на проектирование кранового
пути
Приложение Ж. Схемы расположения защитного слоя земляного полотна
Приложение И. Расчет толщины защитного слоя земляного полотна
Приложение К. Критерии браковки элементов кранового пути
Приложение Л. Паспорт упор тупиковый
Приложение М. Приборы и аппаратура контроля
Приложение Н. Методика геодезического контроля состояния крановых
путей
Приложение П. Методика измерения упругой просадки рельсовых нитей
кранового пути с полушпалами
Настоящий Свод правил разработан в развитие ГОСТ Р 51248-99 "Наземные рельсовые крановые пути. Общие технические требования", ПБ 10-382-2000 "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" и в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
Постановлением Госстроя РФ от 10 сентября 2003 г. N 164 СНиП 10-01-94 признаны не действующими на территории РФ с 1 октября 2003 г.
Настоящий документ включает рекомендуемые положения, способы и средства обеспечения основных требований по проектированию, устройству и эксплуатации наземных рельсовых крановых путей. Изложены основные конструкции крановых путей, в том числе земляного полотна, верхнего строения и путевого оборудования, технические решения, направленные на повышение безопасности эксплуатации башенных кранов.
Настоящий нормативный документ разработан рабочей группой Технического комитета по стандартизации (ТК 376) "Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования" (Н.Д.Тимофеев) в составе: ответственный исполнитель ЗАО "ЦНИИОМТП" (А.В.Глазов, Ю.А.Гутарев); ОАО "ВНИИПТмаш" (А.С.Липатов), ФГУП "СКТБ башенного краностроения" (Л.А.Невзоров), НОУ НППА "Истек" (И.Б.Зеленов) под методическим руководством Управления государственной строительной политики Госстроя России (А.А.Голушкин, Л.Н.Молоткова, С.Н.Симонов), Управления Московского округа Госгортехнадзора России (М.В.Румянцев) и Управления по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России (В.Г.Жуков).
Свод правил предназначен для организаций и инженерно-технических работников, осуществляющих проектирование, устройство (монтаж) и эксплуатацию наземных рельсовых крановых путей независимо от форм собственности и принадлежности.
Настоящий документ распространяется на наземные рельсовые крановые пути (далее - крановые пути) башенных и стреловых кранов на рельсовом ходовом устройстве (далее - кранов) с нагрузкой колеса на рельс до 325 кН. Настоящий документ устанавливает требования к проектированию, устройству и безопасной эксплуатации крановых путей, а также по обеспечению безопасности при эксплуатации кранов на крановых путях.
В настоящем Своде правил использованы ссылки на нормативные документы, приведенные в приложении А.
В настоящем документе применены термины и определения, приведенные в приложении Б.
4.1 Для кранового пути, используемого в специфических условиях, должны учитываться требования настоящего документа и особые требования по эксплуатации для принятия соответствующих инженерно-защитных мер по повышению надежности конструкции и предупреждению развития опасных геологических процессов.
К специфическим условиям относится эксплуатация кранового пути:
в районах многолетнемерзлых грунтов и со снежными балластными призмами;
в районах с повышенной сейсмичностью;
в местностях с карстовыми явлениями;
на макропористых просадочных грунтах;
на набухающих, слабых или переувлажненных грунтах и в заболоченных местах;
на косогорах с поперечным уклоном свыше 1:10;
непосредственно на конструкциях возводимых объектов;
над инженерными сетями, проложенными без учета последующего устройства крановых путей;
на криволинейных участках;
на участках разового перегона крана с одного объекта на другой;
для кранов, перемещающихся по двум рельсам на каждой нити кранового пути с нагрузкой от колеса на рельс свыше 325 кН.
4.2 Проекты крановых путей для специфических условий эксплуатации разрабатываются или согласовываются головными организациями по крановым путям (приложение В).
При проектировании новых конструкций элементов кранового пути принятые решения должны быть согласованы с головной организацией.
4.3 Порядок надзора за устройством и эксплуатацией крановых путей осуществляется в соответствии с требованиями ПБ 10-382.
Положения настоящего раздела рекомендуются для применения при проектировании и устройстве кранового пути.
5.1.1 Основные конструктивные решения по устройству кранового пути приведены в Г. 1 приложения Г.
5.1.2 Крановый путь состоит из нижнего строения, верхнего строения, путевого оборудования и заземляющего устройства.
5.1.3 В состав нижнего строения кранового пути входят земляное полотно (в том числе, при наличии - защитный слой) и водоотводное устройство (водоотвод).
5.1.4 В состав верхнего строения кранового пути входят балластный слой (в том числе подсыпка), опорные элементы, рельсы, стыковые и промежуточные скрепления и стяжки.
5.1.5 В состав путевого оборудования входят тупиковые упоры, отключающие устройства, лотки и настилы для гибкого кабеля (используемого для питания электрооборудования крана), ограждение, знаки безопасности.
5.1.6 В состав заземляющего устройства входят очаг(и) заземления, заземляющие проводники и перемычки.
5.2.1 Протяженность кранового пути должна приниматься исходя из условия обслуживания краном всей рабочей зоны строительно-монтажных или технологических работ, предусмотренной проектом производства работ краном или технологической картой.
5.2.2 Длина земляного полотна L определяется по формуле
где L - длина рельсовой нити, мм;
р.н.
дельта - торцевое плечо балластного слоя, (дельта > 1000), мм;
т т
3h - размер двух проекций откосов балластного слоя толщиной h ,
б мм. б
5.2.3 Ширина земляного полотна В_з.п. определяется по формуле
где К - колея крана, мм;
B - ширина балластного слоя по низу, мм;
б.с
а - плечо земляного полотна (а >= 400 мм).
5.2.4 Продольный уклон земляного полотна из недренирующего грунта должен быть не более 0,003; поперечный уклон - в пределах 0,008-0,01 в сторону от возводимого сооружения или котлована либо в сторону понижения местности.
Земляное полотно из дренирующего или скального грунта допускается выполнять горизонтальным.
5.2.5 Плотность грунта земляного полотна должна быть, г/см3, не менее:
для мелких и пылеватых песков - 1,7;
для супесей и суглинков - 1,65;
для тяжелых суглинков - 1,55;
для пылеватых суглинков и глин - 1,5.
5.2.6 Водоотводное устройство кранового пути должно включаться в общий водоотвод строительной площадки. Конструкция водоотводных устройств, число и место их расположения устанавливаются проектом кранового пути. Продольный уклон водоотводных устройств должен быть не менее 0,003. Схемы расположения водоотводных устройств приведены в приложении Ж.
5.2.7 Поперечный профиль водоотводных канав должен быть трапецеидальным: шириной по дну не менее 250 мм, глубиной - 350 мм. Откосы канав должны составлять при песчаных и супесчаных грунтах 1:1,5, в остальных случаях -1:1.
В скальных грунтах допускается устраивать водоотводные канавы треугольной формы глубиной не менее 250 мм с откосами 1:0,2.
5.2.8 Допускается выполнять водоотводные канавы с засыпкой высокодренирующим материалом (щебень, гравий, крупнозернистый песок).
В зависимости от гидрологических условий площадки могут применяться железобетонные лотки с дренажными стенками и дренажи мелкого заложения.
5.3.1 Минимальная длина рельсовых нитей кранового пути под монтаж крана должна равняться двукратной величине базы крана, но должна быть не менее 12,5 м.
5.3.2 Минимальная длина рельсовых нитей кранового пути для крана, перемещающегося по пути, кроме периода монтажа, должна быть не менее 31,25 м.
5.3.3 Балластный слой устраивается отдельно под каждой рельсовой нитью или на всю ширину кранового пути.
В качестве балластного материала для крановых путей следует применять щебень из природного камня по ГОСТ 7392, гравий или гравийно-песчаную смесь по ГОСТ 7394 или другие материалы, рекомендуемые для устройства балластного слоя, приведенные в Г.2 приложения Г.
5.3.4 Ширина балластного слоя В_б.с определяется по формуле
где S - размер опорного элемента поперек рельсовой нити, мм;
дельта - боковое плечо балластного слоя (дельта >= 200 мм);
3h - размер двух проекций откосов балластного слоя толщиной hy_б
б мм.
5.3.5 Минимальную толщину балластного слоя в зависимости от нагрузки колеса на рельс и применяемого материала для устройства земляного полотна следует принимать по таблице 1 ГОСТ Р 51248.
Требуемая толщина балластного слоя под опорными элементами должна определяться расчетом с учетом условий прочности земляного полотна и грунтового основания.
5.3.6 Откосы боковых сторон балластного слоя должны быть выполнены с уклоном 1:1,5.
5.3.7 В качестве опорных элементов следует применять:
при нагрузке от колеса на рельс до 250 кН включительно - полушпалы или железобетонные плиты;
при нагрузке от колеса на рельс свыше 250 кН - железобетонные балки
Общие виды и габариты опорных элементов приведены в Г.З приложения Г.
5.3.8 Расстояния между осями промежуточных скреплений опорных элементов кранового пути должны быть: с деревянными полушпалами - 500 мм; с железобетонными полушпалами - от 500 до 750 мм; с железобетонными плитами - от 500 до 800 мм; с железобетонными балками - от 750 до 1300 мм.
Допускаемые отклонения между осями промежуточных скреплений не должны превышать 50 мм.
5.3.9 В конструктивных решениях кранового пути применяются следующие типы рельсов: Р43 по ГОСТ 7173; Р50 по ГОСТ 7174; Р65 по ГОСТ 8161. Основные характеристики рельсов приведены в Г.4 приложения Г.
5.3.10 Под подкладки на железобетонные опорные элементы крановых путей рекомендуется устанавливать упругую прокладку, например, из резинокорда или конвейерной ленты по ГОСТ 20 (см. Г.5 приложения Г).
5.3.11 В качестве крепежного элемента для соединения рельса с опорным элементом используют: для деревянных полушпал - железнодорожные костыли по ГОСТ 5812, путевые шурупы - по ГОСТ 809, плоские подкладки и нормальные или облегченные прижимы, клеммы - по ГОСТ 22343; для железобетонных полушпал, плит и балок - болтовые соединения с прижимами.
Конструкции промежуточного скрепления рельсов к опорным элементам и прижимов, приведены в Г.5 приложения Г.
5.3.12 Рельсы кранового пути должны соединяться между собой с помощью стыковых двухголовых накладок по ГОСТ 8193, ГОСТ 19127 и ГОСТ 19128, стягиваемых путевыми болтами по ГОСТ 11530 с использованием пружинных шайб по ГОСТ 19115 и гаек по ГОСТ 11532.
Конструкции стыковых двухголовых накладок и их размеры приведены в Г.6 приложения Г.
5.3.13 Крановый путь должен соединяться в поперечном направлении фиксирующими элементами - стяжками, которые устанавливаются в начале и конце пути по крайним закладным опорных элементов, а в промежутке пути - не менее одного элемента на инвентарную секцию или с шагом не более 6, 25 м.
Конструкции стяжек и их размеры приведены в Г.7 приложения Г.
5.4.1 На рельсовых нитях кранового пути должны быть установлены тупиковые упоры, тип которых соответствует конструктивному решению, указанному в паспорте крана завода-изготовителя, и разрешенные к эксплуатации Госгортехнадзором России.
Конструкции применяемых тупиковых упоров и их установка на крановом пути приведены в Г.8 приложения Г.
5.4.2 На одной из рельсовых нитей пути перед тупиковыми упорами должны быть установлены отключающие устройства, конструкция которых зависит от типа концевого выключателя, установленного на кране.
Конструкции отключающих устройств приведены в Г.9 приложения Г.
5.4.3 Вдоль кранового пути на участках перемещения гибкого кабеля, используемого для питания электрооборудования крана (при отсутствии на кране кабельного барабана) рекомендуется устраивать лоток или настил из строганых досок (полимерных материалов), уложенный и закрепленный на стяжках пути, или гирляндную подвеску.
Конструкции лотков и настилов приведены в Г. 10 приложения Г.
5.4.4 Ограждение кранового пути должно выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 23407.
Конструкции инвентарных ограждений приведены в Г. 11 приложения Г.
5.4.5 Знаки безопасности должны выполняться по ГОСТ Р 12.4.026.
К основным знакам безопасности относятся:
"Входить на крановый путь посторонним запрещается";
"Место стоянки крана";
"Место проезда автотранспортных средств" (при необходимости);
"Место стоянки автотранспортных средств" под их загрузку или разгрузку (при необходимости);
"Место размещения контрольного груза".
5.5.1 Металлические части кранового пути, которые не находятся под электрическим напряжением, но могут оказаться под таковым вследствие нарушения изоляции, подлежат заземлению для обеспечения безопасности людей.
5.5.2 Рельсовые нити кранового пути должны быть присоединены к очагу заземления. Рельсы на обоих концах пути и концы стыкуемых рельсов соединяют между собой проводниками и перемычками с образованием непрерывной электрической цепи.
5.5.3 Все соединения заземляющего устройства следует производить сваркой внахлестку.
5.5.4 Заземляющее устройство кранового пути должно быть независимым от существующей системы электроснабжения сети.
Схемы заземления пути приведены в Г.12 приложения Г.
6.2 Инженерно-геологические и геодезические изыскания
6.1.1 Проектирование крановых путей осуществляется, как правило, в одну стадию в соответствии с требованиями государственных стандартов, строительных норм и правил, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, ЕСКД, настоящего Свода правил и других действующих нормативных документов.
6.1.2 Состав и содержание проектной документации на устройство и эксплуатацию кранового пути регламентируются общими требованиями ГОСТ Р 51248.
В состав проектной документации входят:
выкопировка из стройгенплана;
проект кранового пути;
проект производства работ на устройство кранового пути;
проект на устройство переезда через крановый путь для наземного транспорта (при необходимости);
требования по эксплуатации кранового пути.
6.1.3 Проект кранового пути должен содержать:
план кранового пути с указанием основных размеров (ширины колеи, длины пути и участка для стоянки крана);
конструкцию нижнего строения (включая водоотводное устройство);
конструкцию верхнего строения;
типы и физико-механические характеристики грунтов и используемых материалов;
конструкцию тупиковых упоров, отключающих устройств, лотков и настилов;
тип рельсов, тип опорных элементов и нагрузку на рельс от колеса крана;
расстояние между опорными элементами;
способ крепления рельсов между собой и к опорным элементам;
конструкцию подкладок и упругих элементов;
зазор между рельсами;
величины продольного и поперечного уклонов;
конструкцию, схему и описание заземляющего устройства;
минимальный допустимый радиус кривой для криволинейных участков пути (при их наличии);
указания о месте монтажа крана;
конструкцию переездов через крановые пути для автомобильного транспорта (при необходимости);
допуски, контролируемые при устройстве и эксплуатации планово-высотных положений рельсовых нитей кранового пути;
программу и методику испытаний кранового пути;
пояснительную записку с расчетами и обоснованиями проектных и конструкторских решений (в том числе, на какую интенсивность атмосферных осадков рассчитаны водоотводные устройства);
ведомость спецификаций.
6.1.4 Паспорт кранового пути должен содержать:
общий вид и характеристики кранового пути;
материалы и документы, оформленные в процессе устройства и оформляемые при эксплуатации кранового пути.
Форма паспорта на крановый путь приведена в приложении Д.
Допускается не составлять паспорт на крановый путь с периодом эксплуатации пути на объекте менее 24 мес.
6.1.5 Проект производства работ на устройство кранового пути разрабатывается на основе проекта кранового пути и должен соответствовать требованиям СНиП 3.01.01.
Проект производства работ должен содержать:
состав и способы производства работ;
календарный план производства работ с указанием последовательности и сроков выполнения работ;
потребность в трудовых ресурсах, средствах механизации и нормативном времени работы строительно-дорожных машин;
планы строительной площадки и видов ее ограждений, действующих и временных подземных, наземных и воздушных сетей и коммуникаций, размещения постоянных и временных дорог, схем движения транспорта и строительно-дорожных машин, мест размещения строительных и грузоподъемных машин с указанием путей их перемещения и зон действия;
графики поступления на объект конструкций, изделий, материалов и оборудования;
решения по производству геодезических работ;
методы технического контроля испытаний и режимных наблюдений;
перечни технологического инвентаря и монтажной оснастки, схемы строповки грузов;
решения по технике безопасности включая требования СНиП 12-03 и СНиП 12-04;
другие методы, средства и технические решения, обеспечивающие эффективное и безопасное производство работ по устройству кранового пути.
6.1.6 Разработка проектной документации на крановые пути осуществляется на основании технического задания. Состав технического задания приведен в приложении Е. В техническом задании должны учитываться требования проекта организации строительства (ПОС), проекта производства работ (ППР) и материалов (результатов) инженерно-геологических изысканий.
6.1.7 При проектировании земляного полотна применяют:
типовые конструктивные решения для участков с простыми инженерно-геологическими условиями;
индивидуальные проекты для участков со сложными инженерно-геологическими условиями, а также при проектировании земляного полотна с заданными нестандартными параметрами, когда требуется проверка устойчивости и прочности земляного полотна и его основания.
6.1.8 При разработке проекта производства работ на устройство кранового пути и привязке кранового пути к строящемуся объекту должны учитываться дополнительные требования, предъявляемые к зонам потенциально-опасных производственных факторов (участки территории вблизи строящегося здания (сооружения), этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, зоны перемещения машин или их частей, рабочих органов и др.).
6.1.8.1 Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2000 мм от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 700 мм, а на высоте более 2000 мм - не менее 400 мм.
6.1.8.2 Расстояние по вертикали от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью крана, до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2000 мм.
6.1.8.3 Для стоянки крана в нерабочем состоянии на крановом пути должен быть предусмотрен участок длиной 12,5 м с допускаемыми поперечным и продольным уклонами не более 0,002.
6.1.9 При выполнении прочностных расчетов конструкций кранового пути нагрузки принимаются на основании данных, указанных в паспорте крана завода-изготовителя.
6.1.10 При установлении расчетных характеристик грунтов могут быть использованы положения СНиП 2.02.01.
6.1.11 Подземные коммуникации, расположенные в зоне кранового пути, в том числе проложенные ранее, необходимо проверить расчетом.
6.1.12 При проектировании проектов крановых путей для кранов одной типоразмерной группы целесообразно применять типовые конструктивные решения.
6.1.13 Согласование и утверждение разработанной проектной документации на устройство крановых путей осуществляются в соответствии с СНиП 11-01.
6.1.14 Организация, разрабатывающая проектную документацию, может осуществлять авторский надзор и принимать участие в работе комиссии по приемке кранового пути в эксплуатацию.
6.2 Инженерно-геологические и геодезические изыскания
6.2.1 Целью изысканий является получение необходимых материалов о составе, физических и механических свойствах грунтов и гидрологических условиях.
6.2.2 Состав, объем и общие требования по видам инженерных изысканий для рабочего проекта кранового пути должны приниматься с учетом требований СНиП 11-02.
6.2.3 Данные геологических, гидрогеологических и инженерно-геодезических изысканий, полученные при выборе строительных площадок, участков проектируемых зданий и сооружений, должны использоваться при проектировании и разработке рабочей документации на крановые пути.
6.2.4 В случае несоответствия содержания имеющихся планов фактическому состоянию ситуации и рельефа производится их обновление. Дополнительные изыскания выполняются специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии Госстроя России на данный вид деятельности, и осуществляются в объемах, определяемых проектной организацией.
6.2.5 Границы и площади участков, подлежащих съемкам (обновлению планов), должны устанавливаться в техническом задании с учетом необходимости других видов изысканий.
6.3.1 При проектировании нижнего строения кранового пути следует учитывать специфические особенности инженерно-геологических условий регионов, а конструктивные размеры - принимать в соответствии с требованиями раздела 5 настоящего Свода правил.
6.3.2 На земляном полотне с глинистыми грунтами под балластным слоем следует предусматривать защитный слой из дренирующих грунтов.
Толщина защитного слоя устанавливается в зависимости от вида грунтов земляного полотна и его состояния, глубины промерзания грунтов и условий обеспечения заданной прочности основной площадки, исключающей появление деформаций под воздействием крановых нагрузок, ограничения деформаций кранового пути под воздействием морозного пучения.
Толщину защитного слоя следует назначать по большему из полученных расчетом значений, но не менее 0,2 м. Схемы расположения защитного слоя земляного полотна под крановые пути приведены в приложении Ж, а расчет толщины защитного слоя приведен в приложении И. (Расчет носит рекомендательный характер и касается только случаев, когда в основании земляного полотна залегают водонасыщенные глинистые грунты и необходимо повысить прочность естественного основания.)
6.3.3 Поверхность глинистого грунта в основании защитного слоя следует планировать с двусторонним уклоном 0,04 от оси кранового пути.
6.3.4 Водоотводные устройства должны обеспечивать перехват грунтовых вод, а также пропуск максимальных паводковых вод и атмосферных осадков.
В конструкциях дренажей используются керамические, асбоцементные, бетонные, полимерные трубы и трубофильтры. Для предотвращения заиления трубы используется защитно-фильтрующая оболочка из синтетического нетканого материала. При отсутствии защитно-фильтрующей оболочки вокруг труб устраивается дренажный фильтр из мелкого щебня и песка.
6.3.5 При проектирование# земляного полотна, возводимого в зимнее время, следует учитывать изменения прочностных и деформационных свойств основания в результате его промерзания и оттаивания.
6.4.1 Верх балластного слоя должен быть в одном уровне с нижними поверхностями опорных элементов.
6.4.2 Поверхность подсыпки h балластного слоя (см. Г.1а приложения Г) между полушпалами должна быть выше нижней поверхности полушпал не менее чем на 5 см.
6.4.3 Опорные элементы должны соответствовать действующим нагрузкам от крана.
6.4.4 Тип рельса должен соответствовать требованиям паспорта крана завода-изготавителя.
6.4.5 Число стыковых двухголовых накладок определяется исходя из длины рельсов и кранового пути.
6.4.6 Подкладки под рельсы должны соответствовать типу рельса, опорного элемента, типу стыка.
На крановом пути с деревянными полушпалами допускается применять железнодорожные подкладки по ГОСТ 7056, ГОСТ 8194 и ГОСТ 12135 с уклоном 1:20 при условии направления уклона внутрь колеи пути.
Подкладки должны располагаться так, чтобы их отверстия чередовались по отношению к рельсовой нити.
Подкладки костыльного и шурупного скрепления к железнодорожным рельсам типа Р43, Р50 и Р65 на деревянных полушпалах приведены - в Г. 13 приложения Г.
6.4.7 Стыки рельсовых нитей кранового пути следует располагать между опорными элементами. В зависимости от конструктивных особенностей железобетонных продольных опорных элементов (балок или плит) стыки рельсов могут быть смещены.
6.4.8 Стыки рельсовых нитей кранового пути для кранов КБ-674А и КБ-676, состыкованные четырехдырными пластинами (размер 516х70х10 мм), рекомендуется смещать на расстояние не менее 150 мм от зазора между железобетонными балками.
6.4.9 Применение нестандартных стыковых накладок для кранов V или VI типоразмерной группы должно быть обосновано проектом.
6.5.1 Проектирование элементов путевого оборудования должно осуществляться в соответствии с требованиями 6.1.1 настоящего Свода правил.
6.5.2 При разработке проектной документации на крановый путь применяют, как правило, стандартизированное путевое оборудование с указанием места их установки. На другое оборудование представляется конструкторская документация.
6.5.3 Знаки безопасности, устанавливаемые на период устройства кранового пути, в соответствии с требованиями СНиП 3.01.01 указываются в проекте производства работ на устройство кранового пути.
6.6.1 Проектирование заземляющих устройств осуществляется в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок.
6.6.2 На каждые 50 м кранового пути должно быть не менее одного очага заземления.
6.6.3 Заземляющее устройство рекомендуется устраивать из трех стержней, расположенных по треугольнику или по прямой линии на расстоянии 3 м между стержнями, и присоединять проводниками к обеим рельсовым нитям кранового пути.
6.6.4 При глухозаземленной нейтрали, помимо схемы заземления, рельсовые нити кранового пути дополнительно соединяют с глухозаземленной нейтралью через нулевой провод гибкого кабеля, используемого для питания электрооборудования крана.
6.6.5 При изолированной нейтрали заземление осуществляют путем соединения рельсовых нитей кранового пути с заземляющим контуром питающей подстанции или с устройством очага заземления.
6.6.6 В качестве заземлителей используют: постоянные стальные трубопроводы, проложенные в грунте, обсадные трубы, металлические и железобетонные конструкции зданий и сооружений, имеющие надежное соединение с землей, а также переносные инвентарные заземлители (некондиционные стальные трубы диаметром 50-75 мм, угловую сталь с полками 50х50 и 60х60 мм или стальные стержни диаметром не менее 10 мм, длина заземлителей должна быть не менее 2,5 м).
Заземляющими проводниками не могут служить чугунные трубопроводы, трубопроводы, временно проложенные на строительных площадках, а также трубы с горючими жидкостями и газом.
6.6.7 Для заземляющих проводников и перемычек в стыках рельсов следует применять сталь диаметром 6-9 мм или полосовую сталь толщиной не менее 4 мм с площадью сечения не менее 48 мм2.
Применение изолированных проводов для заземляющих проводников и перемычек не допускается.
Приварка перемычек и заземляющих проводников к рельсам должна производиться к вертикальной стенке по ее нейтральной оси через промежуточную стальную пластину (Г. 12 приложения Г). Размеры промежуточной пластины должны быть 30х3 мм, а длина пластины должна обеспечить сварной шов с проводником длиной не менее 30 мм.
6.6.8 При питании крана через четырехжильный кабель от отдельной передвижной электростанции, находящейся на расстоянии не более 50 м от кранового пути и имеющей собственное заземляющее устройство, заземления не требуется. В этом случае нулевой провод кабеля должен присоединяться к рельсам.
6.6.9 При напряжении электропитания крана свыше 380 В заземление должно устраиваться по специальному проекту.
7.6 Методы контроля. Требования к средствам измерения
7.1.1 Устройство кранового пути выполняется по проектной документации, разработанной специализированной организацией в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правил устройства электроустановок и настоящего Свода правил.
7.1.2 Устройство переезда через крановый путь для наземного транспорта выполняется по специальному проекту.
7.1.3 Устройство кранового пути по неутвержденному проекту производства работ запрещается.
7.1.4 Отступления от решений, принятых в проектной документации без согласования с организациями, разработавшими и утвердившими ее, не допускаются.
7.1.5 Перед устройством земляного полотна кранового пути необходимо выполнить работы по прокладке инженерных сетей и коммуникаций, по очистке площадки от строительного мусора, посторонних предметов и растительного слоя, а в зимнее время - от снега и льда, а также установить на местности репер и разбивочные знаки (ось кранового пути и оси водоотводов).
7.1.6 До начала работ по устройству верхнего строения кранового пути заезд посторонних машин и механизмов на подготовленное земляное полотно запрещается.
7.1.7 При устройстве кранового пути рекомендуется использовать машины, оборудование, инструмент и приспособления, обеспечивающие качественное выполнение работ.
7.2.1 Планировку земляного полотна целесообразно начинать с участков, прилегающих к строящемуся объекту или бровке котлована.
7.2.2 Не допускается применять насыпной грунт:
с примесью древесины, волокнистых материалов, гниющего или легкосжимаемого строительного мусора, а также подверженных набуханию включений: льда, снега и дерна;
в виде смеси недренирующего грунта (глина, суглинок) с дренирующим;
слоями, где высоко дренирующий грунт будет покрыт грунтом с меньшей дренирующей способностью;
в мерзлом (полностью или частичном) состоянии, а также вести отсыпку земляного полотна во время снегопада и уплотнять грунт поливкой водой в зимнее время.
7.2.3 Способ уплотнения, типы уплотняющих машин и оборудования, толщина уплотняемого слоя и число проходов в зависимости от вида и характера грунта рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 1.
Способы уплотнения, типы уплотняющих машин и оборудования, толщина уплотняемого слоя и число проходов
СП 12-103-2002 скачали 5159 человек