СП 12-102-2001: "Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин"
(утв. постановлением Госстроя РФ от 18 декабря 2001 г. N 124)
СП 12-102-2001 скачали 3011 человек
Текст документа
Свод
правил по проектированию и строительству
СП
12-102-2001
"Механизация строительства.
Расчет расхода топлива на работу
строительных и дорожных машин"
(утв.
постановлением Госстроя РФ от 18 декабря
2001 г. N 124)
Согласно сообщению Управления технормирования Госстроя РФ от 24 ноября 2003 г. номер СП 12-134-2001 настоящего свода правил изменен на номер СП 12-102-2001
Mechanisation of construction. Calculation of the outlay of the fuel for construction and road machines operating
Дата введения 2001-12-18
5. Методика расчета индивидуальных норм расхода топлива
6. Проверка индивидуальных норм расхода топлива
Приложение А. Значения коэффициентов К_в, К_м, К_т.м, К_и, входящих
в состав интегрального коэффициента К
Приложение Б. Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода
топлива в республиках, краях и областях России
Приложение В. Пример расчета индивидуальной нормы расхода топлива
Приложение Г. Форма протокола проверки индивидуальной нормы расхода
топлива
Затраты на топливо, расходуемые строительными и дорожными машинами, значительны и составляют 10 - 15% всех затрат на эксплуатацию машин.
Экономное расходование топлива поэтому является одной из постоянных проблем эксплуатации строительных и дорожных машин,
Экономия может быть достигнута планированием потребности в топливе на основе применения технически обоснованных норм расхода.
Свод правил определяет состав, порядок и методы расчета норм расхода топлива по маркам (моделям) строительных и дорожных машин, а также порядок их проверки.
Настоящий документ подготовлен ЦНИИОМТП (Колосков В.Н., Гутарев Ю.А., Корытов Ю.А.) и Отделом механизации строительства и реформирования домостроения Управления строительной индустрии, промышленности строительных материалов и механизации Госстроя России (Молоткова Л.Н., Симонов С.Н.).
Настоящий Свод правил распространяется на топливо карбюраторных и дизельных двигателей (далее - топливо) строительных и дорожных машин.
Документ устанавливает правила нормирования расхода топлива на работу строительных и дорожных машин (далее - машин).
Свод правил предназначен для использования во всех организациях строительной отрасли.
Свод правил гармонизирован с государственными строительными нормами Украины ДБН В.2.8-12-2000 "Строительная техника, оснастка, инвентарь и инструмент. Типовые нормы расхода топлива и смазочных материалов для эксплуатации техники в строительстве" в части метода расчета норм топлива машин.
В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования
ГОСТ 27246-87. Машины землеройные. Указания по методике обучения операторов
Руководящий документ Р 3112194-0366-97. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Минтранс России, НИИАТ).
См. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте Р3112194-0366-03, утвержденные Минтрансом РФ 29 апреля 2003 г.
Норма расхода топлива - плановая мера потребления топлива строительно-дорожной машиной на выполнение единицы работы или на единицу рабочего времени (машино-час) при использовании машин в условиях прогрессивной технологии и рациональной организации труда.
Индивидуальная норма расхода топлива - норма расхода топлива машиной конкретной марки на производство единицы работы (продукции) или на единицу рабочего времени применительно к определенным условиям производства.
Базовая (типовая) норма расхода топлива - индивидуальная норма расхода топлива машины на средних режимах потребления мощности, рациональном использовании сменного времени и без учета местных условий эксплуатации.
Примечание - Базовые нормы, как правило, определяют на основе статистической обработки многолетних данных подконтрольной эксплуатации машин, в том числе о фактических расходах топлива при указанных выше условиях эксплуатации машин.
Базовая (линейная) норма расхода топлива автомобиля - индивидуальная норма расхода топлива автомобиля, на базе которого создана строительно-дорожная машина, регламентирующая расход топлива в литрах на 100 км пробега автомобиля по определенному заданному маршруту без учета местных условий эксплуатации.
Технологическая (пооперационная) норма расхода топлива - индивидуальная норма расхода топлива на выполнение данного вида работы (операции), которая учитывает его расход на основные и вспомогательные технологические процессы производства работы (операции), расход на разогрев и пуск машин после технологических перерывов, а также технически и технологически неизбежные потери топлива при работе машин.
Групповая норма расхода топлива - норма расхода топлива на парк машин предприятия (организации), необходимая для выполнения запланированного объема работ.
Общепроизводственная норма расхода топлива - групповая норма расхода топлива, учитывающая расход топлива на основные и вспомогательные технологические процессы производства, а также на вспомогательные нужды, не связанные непосредственно с осуществлением технологического процесса.
4.1. Нормирование расхода топлива производится для машин, эксплуатация которых организована согласно требованиям ГОСТ 25646 при использовании прогрессивной технологии строительных работ и рациональной организации труда.
При нормировании не учитываются возможные затраты топлива, вызванные отступлением от принятой технологии, нарушением рационального режима работы, применением топлива, не предусмотренного заводом - изготовителем двигателя.
4.2. Расход топлива, не связанный непосредственно с работой машины (например, на ремонтно-хозяйственные нужды), нормируется отдельно.
4.3. Нормирование расхода топлива на работу машин производится раздельно по бензину и дизельному топливу. Нормы должны периодически пересматриваться с учетом достигнутых показателей расходования топлива, повышения внутрисменного использования машин по времени и мощности.
4.4. Нормы расхода топлива разрабатываются по номенклатуре и маркам (моделям) машин в соответствии с существующей классификацией машин по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93.
4.5. Организация (предприятие, фирма и т.п.) разрабатывает, как правило, сама нормы расхода топлива на машины, имеющиеся в эксплуатации, и производит опытную проверку норм (в соответствии с разделом 6).
Нормы утверждает руководитель (главный инженер) организации или вышестоящая организация.
4.6. Исходной информацией для нормирования расхода топлива и расчета потребности в нем служат:
- данные эксплуатационных документов на машины и их силовые установки;
- нормативные показатели, характеризующие наиболее рациональные и эффективные условия работы машин (время внутрисменного использования, коэффициент загрузки двигателя по мощности, удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя, природно-климатические условия и др.);
- структура и численность (по маркам) парка строительных машин;
- объем и структура строительных работ (производства);
- показатели действующих стандартов на машины;
- результаты испытаний;
- отчетные данные о плановых и фактических расходах топлива за прошедшие годы (по маркам и видам машин, по видам работ и в целом по строительной организации);
- данные плана организационно-технических мероприятий по экономии топлива.
4.7. Нормы расхода топлива классифицируются:
- по степени укрупнения - на машину (индивидуальные) и на группу машин (групповые);
- по режиму работы - на работу оборудования и на транспортный режим (для осуществления транспортного процесса с учетом (или без учета) выполнения транспортной работы;
Примечание - Данная классификация зависит от вида машин: землеройные машины (скреперы, автогрейдеры и т.п.); машины на базе автомобилей или пневмоколесных шасси, выполняющих работы либо в период стоянки (автокраны, автогидроподъемники, бурильные машины, автоцементовозы и т.п.), либо в период передвижения (автобетоносмесители, снегоочистители и т.п.).
- по времени действия - на годовые, квартальные, на месяц, на декаду;
- по составу расходов - на технологические (пооперационные) и общепроизводственные;
- по уровням планирования - для строительных ведомств и первичных организаций (УМ, ПМК, СМУ, ДСК и т.д.).
4.8. Для определения норм расхода топлива применяют расчетно-аналитический, опытный и расчетно-статистический методы.
4.8.1. Расчетно-аналитический метод основан на поэтапном расчете норм по элементам расхода топлива с учетом конструктивных особенностей машин, технологии и организации выполнения строительных работ.
Расчетно-аналитический метод применяют для определения как индивидуальных, так и групповых норм расхода топлива.
4.8.2. Опытный метод заключается в экспериментальном определении в лабораторных или производственных условиях фактического удельного расхода топлива в режимах использования машин, предусмотренных технологическим процессом и инструкциями по эксплуатации.
Опытный метод применяют в тех случаях, когда отсутствуют необходимые данные для расчета индивидуальных норм расхода топлива.
4.8.3. Расчетно-статистический метод основан на анализе статистических данных о фактическом удельном расходе топлива за ряд предшествующих лет с учетом факторов, влияющих на его изменение.
Метод применяют как исключение в тех случаях, когда невозможно использовать расчетно-аналитический и опытный методы.
5. Методика расчета индивидуальных норм расхода топлива
5.1. Основными составляющими нормирования расхода топлива являются расход топлива в единицу времени при номинальной мощности двигателя, нормативный интегральный коэффициент (К), учитывающий особенности загрузки двигателя машин в период эксплуатации.
5.2. Индивидуальную норму расхода топлива на единицу рабочего времени машины Нт, кг/маш.-ч, определяют по формуле
т е е
где g - удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя
е машины, г/кВт х ч (принимают согласно данным
эксплуатационных документов на двигатель);
N - номинальная мощность двигателя машины, кВт (принимают
е согласно данным эксплуатационных документов машины);
К - интегральный нормативный коэффициент изменения расхода
топлива в зависимости от режимов загрузки двигателя машины
(далее - интегральный коэффициент);
-3
10 - переводной коэффициент граммов в килограммы.
5.2.1. Значение интегрального коэффициента определяют по формуле
где К - коэффициент, учитывающий расход топлива на запуск и
т.з прогревание двигателя, а также ежесменное техническое
обслуживание машин, К = 1,03 для всех машин;
т.з
К - коэффициент использования двигателя по времени (при
в отсутствии фактических значений, определенных в реальных
условиях эксплуатации, принимается по таблице А.1
приложения А);
К - коэффициент использования мощности двигателя (при
м отсутствии фактических значений, определенных в реальных
условиях эксплуатации, принимается по таблице А.1
приложения А);
К - коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в
т.м зависимости от степени использования мощности двигателя
(выраженной коэффициентом К), определяется по
таблице А.2 приложения А;
К - коэффициент, учитывающий износ двигателя, определяется по
и таблице А.3 приложения А.
1. Коэффициенты разработаны на основе данных о фактических расходах топлива при выполнении машинами определенных объемов работ.
2. Пересчет индивидуальных норм расхода топлива из кг/маш.-ч в л/маш.-ч осуществляется по формуле
Н (л/маш.-ч) = Н (кг/маш.-ч) х К,
т т
где К = 1,21 для дизельного топлива, К = 1,35 для бензина.
3. Для перевода мощности, выраженной в киловаттах, в лошадиные силы пользуются коэффициентом 1,36, а лошадиной силы в киловатты - 0,735.
4. При необходимости пересчета расхода в условном топливе используется калорийный эквивалент Е, равный 1,45 для дизельного топлива и 1,49 для бензина.
5.2.2. Результаты расчета индивидуальных норм расхода топлива машин рекомендуется свести в форму, приведенную в таблице 1.
СП 12-102-2001 скачали 3011 человек