СП 35-114-2003: "Реконструкция и приспособление зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей"
(одобрен и рекомендован к применению постановлением Госстроя РФ от 15 сентября 2003 г. N 165)
СП 35-114-2003 скачали 2407 человек
Текст документа
Свод
правил по проектированию и строительству
СП 35-114-2003
"Реконструкция и
приспособление зданий для учреждений
социального обслуживания пожилых
людей"
(одобрен и рекомендован к
применению постановлением Госстроя
РФ
от 15 сентября 2003 г. N 165)
Reconstruction and adaptation of buildings accessibleelderly persons
Введен впервые
2. Основы модернизации жилых, общественных зданий и элементов городской
среды
4. Требования к зданиям учреждений обслуживания населения
5. Рекомендации по реновации зданий социального обслуживания населения
Приложение А. Дополнительный перечень рекомендуемых
нормативно-методических документов
Приложение Б. Примеры адаптации типовых жилых домов массовых серий
Приложение В. Методические приемы, используемые для адаптации среды
жизнедеятельности для пожилых людей
Настоящий Свод правил разработан в развитие СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Необходимость существенного увеличения объемов реконструкции и модернизации фонда недвижимости в нашей стране диктуется рядом обстоятельств:
- несоответствием динамики социально-экономических процессов составу и качеству зданий гражданского назначения;
- потребностью широкого внедрения мероприятий по адаптации среды обитания (проживания и пребывания) для лиц старших возрастов и инвалидов с учетом принципиально меняющейся концепции жизнеобеспечения этих групп населения в рамках государственной политики РФ;
- моральным старением объемно-планировочных решений, низким уровнем архитектурно-художественного оформления существующих зданий и сооружений, в том числе специализированных учреждений для лиц старших возрастов (в дальнейшем - ЛСВ);
- значительным физическим износом основных конструкций, инженерного оборудования и элементов обустройства;
- низкой энергоэффективностью жилых и общественных зданий, приводящей к непосильным для государства и населения эксплуатационным затратам.
Проблема преобразования сложившейся застройки связана с необходимостью решения комплекса социальных, экономических, экологических и архитектурно-художественных задач. Для эффективного выполнения работ по адаптации среды жизнедеятельности и объектов социальной сферы к потребностям ЛСВ должны быть проведены соответствующие организационные и организационно-технические мероприятия, направленные на существенную экономию затрат, финансовых и материально-технических ресурсов при обеспечении последовательного и поэтапного завершения работ в максимально сжатые сроки.
Опыт предыдущих десятилетий по реконструкции и модернизации массовых жилых и общественных зданий свидетельствует о том, что аспекту приспособления - адаптации зданий и сооружений для нужд ЛСВ практически не уделялось внимания.
На некоторых запроектированных и реализованных объектах реконструкции в лучшем случае делались попытки переустройства квартир первого этажа для семей с инвалидами на креслах-колясках. При этом в качестве нормативно-методической базы проектирования использовались нормы и правила реконструкции жилых зданий (ВСН 61-89 р), не содержащие каких-либо указаний и требований по жизнеобеспечению пожилых людей, и нормативные положения по обеспечению доступности зданий для инвалидов (ВСН 62-91*).
Поворотным моментом можно считать введение Госстроем России в 1999 г. базового блока нормативных документов (НД) 35-го комплекса в систему нормативной документации в строительстве и разработку СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" и четырех сводов правил к нему.
Данный Свод правил 35-114-2003 "Реконструкция и приспособление зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей" развивает и конкретизирует содержательную часть базового блока НД в области требований конкретной части маломобильного населения - лиц старших возрастов - к реконструкции и приспособлению зданий гражданского назначения, а также элементов городской среды.
Архитектурные решения рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию возрастных нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики и на облегчение труда по уходу за ЛСВ. Отмечена в том числе совокупная специфика ЛСВ, отличающая данную категорию от других групп маломобильного населения, а именно: потребность в более высокой степени освещенности и обогрева помещений, насыщенности среды легко воспринимаемыми информирующими предметами и приборами, оснащение коммуникационных пространств большим количеством мест отдыха и т.п.
Нормативный документ разработали: руководитель разработки Свода правил - арх. Н.П.Малиночка; ответственный исполнитель канд. техн. наук В.Ф.Кротюк (разделы текста и компьютерная графика) при участии канд. техн. наук А.Н.Спивака, инж. Л.В.Сигачевой.
Консультативное участие в составлении сводной редакции документа - канд. архит. A.M.Гарнеца (руководителя работ по разделу "ФЦП "Старшее поколение").
Внесен Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России.
Представлен к утверждению Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя России (В.В.Тишенко, С.Ю.Сопоцько), Управлением архитектуры Госстроя России (Э.А.Шевченко, Н.Н.Якимова).
Согласован Федеральным центром сертификации в строительстве Госстроя России (Л.А.Викторова), ГУГ противопожарной службы МЧС России, Госсанэпиднадзором Минздрава России, Главгосэкспертизой России, Минтрудом России.
В тексте и графической части частично использованы материалы:
Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуски 1, 3-5, 10-12, 21.
1.1 Требования настоящего Свода правил направлены на оптимизацию среды жизнедеятельности пожилых людей за счет переустройства и переоборудования помещений жилых и общественных зданий, создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей в реконструируемых зданиях и сооружениях необходимый уровень доступности для лиц старших возрастов (ЛСВ), комфортность условий проживания и беспрепятственность пользования услугами, предоставляемыми для них.
Требования документа распространяются на все элементы массовых гражданских зданий и сооружений, входящих в систему жизнедеятельности ЛСВ, в том числе учреждений различных форм собственности и различных организационно-правовых форм.
1.2 Положения Свода правил рекомендуется применять совместно с требованиями СНиП 35-01, а также СП 35-101.
1.3 В документе приведен набор требований, рекомендуемых элементов архитектурного решения и проектных мероприятий, которые желательно предусмотреть при реконструкции, а также при приспособлении зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей. Выбор применяемого состава мероприятий, конкретизация требований и определение этапов их реализации устанавливаются заданием на проектирование, а также в процессе проектирования.
1.4 При реконструкции и приспособлении зданий к объектам нормирования архитектурной среды для ЛСВ следует относить:
- благоустройство и озеленение участка здания;
- входные и аварийно-эвакуационные зоны здания;
- планировочное решение коммуникационных путей;
- планировку групп помещений и отдельных помещений;
- устройство мест проживания, обслуживания и мест отдыха.
1.5 Набор нормативных положений Свода правил допускает возможность выбора вариантов проектных решений исходя из требований, предъявляемых к объекту с целью обеспечения комфортного доступа к нему и использования его ЛСВ.
Нормативные ссылки
1.6 В настоящем СП даны ссылки на следующие нормативные документы:
СНиП 2.03.01-84* "Бетонные и железобетонные конструкции";
СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения";
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий"
СНиП 11-12-77 "Защита от шума";
СНиП 11-22-81 "Каменные и армокаменные конструкции";
СНиП 11-23-81* "Стальные конструкции";
СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения";
СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
СП 35-107-2003 "Здания учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства";
МГСН 2.01-99 "Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэнергоснабжению";
НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования";
НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях";
Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуски 1, 3-5, 10-12, 21.
1.7 Дополнительный перечень нормативно-методических документов, рекомендуемых к использованию по теме данного СП в качестве справочных, приведен в приложении А.
2.
Основы модернизации жилых, общественных
зданий
и элементов городской среды
Архитектурные принципы
2.1 Общим принципом адаптации среды жизнедеятельности ЛСВ может служить принцип индивидуального, свободного выбора места проживания и пребывания пожилого человека на каждом временном этапе, обусловленном возрастными нарушениями здоровья, в режиме необходимого и достаточного благоприятствования (ухода и опеки).
2.2 При реконструкции зданий и сооружений рекомендуется ориентироваться на приоритетное развитие внестационарных форм оказания помощи нетрудоспособным лицам, отвечающих условиям возможного максимального пребывания человека в привычной для него домашней обстановке, сохранения контактов с окружающей средой.
Этим условиям удовлетворяет, прежде всего, надомное обслуживание, осуществляемое в старых микрорайонах массовой городской и сельской жилой застройки в реконструируемых и приспособленных зданиях под специализированные жилые дома с комплексом служб социально-бытового и медицинского назначения, а также под специализированные жилые комплексы.
2.3 Процесс реновации должен быть обеспечен на элементах следующих объектов (1.4):
- придомовые территории, основные эксплуатируемые функциональные площадки и коммуникации;
- основные микрорайонные пешеходные коммуникации, связывающие жилые здания, в том числе с целевыми реконструируемыми квартирами, с объектами повседневного и периодического обслуживания (магазины, универсамы и мини-маркеты, специализированные предприятия торговли и отделы "хлебо-булочные изделия", "молочные продукты", "бакалея", киоски и торговые киоски-автоматы; аптеки и аптечные киоски; столовые, кафе и закусочные, в том числе пирожковые, чайные, молочные и т.п.; ремонтные мастерские и мастерские экспресс-обслуживания, приемные пункты прачечных и химчисток, прачечные самообслуживания, пункты проката, бюро комплексного обслуживания; поликлиники и общесоматические больницы; многофункциональные здания клубов по месту жительства и клубов по интересам; сбербанки и почты; административные здания социальной сферы; храмы и ритуальные здания), а также с рекреационными площадками (зонами отдыха) и остановками общественного транспорта;
- входные узлы жилых и общественных зданий (наружные лестницы, пандусы и подъемники;
входные площадки; наружные и тамбурные двери; тамбуры и холлы первого этажа; аварийно-эвакуационные выходы; вертикальные коммуникации, обеспечивающие доступность посадочной площадки лифтов);
- внутренние, коллективно используемые, в том числе ЛСВ, коммуникации зданий (устройство и оснащение лестниц, пандусов, лифтов, подъемников, коридоров, галерей и т.д.);
- заполнение внутренних дверных проемов (габариты, запорные и сигнальные устройства, безопасность используемых материалов и т.д.);
- помещения индивидуального использования (габариты коридоров, проходов; мебель; подсобные помещения; функциональные зоны; балконы и лоджии);
- инженерно-техническое оснащение и оборудование помещений и зон индивидуального использования: электроосветительные и нагревательные системы и приборы; вентиляция и кондиционирование; слаботочные системы и устройства (системы охраны и оповещения; телекоммуникационные системы и устройства, в том числе телефония, радио, компьютерные сети и телевидение); шумозащитные мероприятия.
2.4 Для удобства ориентации и комфортности пребывания ЛСВ в пределах одного объекта целевой адаптации (города, района, микрорайона, учреждения) рекомендуется единая информационная система (СП 35-101 и СП 35-103).
2.5 Объектами реконструкции могут быть жилые здания, полностью или частично адаптируемые под специализированное социальное жилище, и общественные здания, адаптируемые под учреждения обслуживания ЛСВ.
Состав и объем реконструкционных мероприятий в значительной степени определяются типом адаптируемого здания.
2.6 Используемые для адаптации общественные здания характеризуются значительным разнообразием конструктивных типов: это могут быть здания с несущими продольными или поперечными стенами из кирпича, бетонных блоков или железобетонных панелей и перекрытиями из сборных железобетонных плит, а также каркасно-панельные здания с наружными стенами навесными или самонесущими.
При адаптации жилых зданий наиболее вероятно использование типовых массовых серий, выполненных в крупнопанельной конструктивной системе, как правило, с поперечными несущими стенами и наружными (продольными) несущими стенами навесными или самонесущими.
С целью снижения затрат на адаптацию в проекте реконструкции следует максимально учитывать особенности конструктивного типа здания.
2.7 Проект реконструкции адаптируемого здания разрабатывается после обследования состояния существующих конструкций с выявлением степени их физического износа и определением состава конструктивных мероприятий по их усилению в случае, если они не удовлетворяют требованиям СНиП II-22, СНиП II-23 и СНиП 2.03.01 по прочности и жесткости.
2.8 В зависимости от исходного типа здания и проекта его адаптации может предусматриваться реконструкция различного объема - в пределах существующего строительного объема здания или с увеличением его за счет пристроек, надстроек или устройства эксплуатируемого подвала (таблица В.1 приложения В).
Реконструкционные мероприятия могут предусматривать модернизацию наружных стен, изменение расположения дверных проемов во внутренних несущих стенах, возведение новых встроенных или пристроенных конструкций, а также монтаж новых перегородок, инженерных систем и т.п.
При адаптации зданий, как правило, необходимо выполнение ремонтно-строительных мероприятий, включающих, например, разборку старых ненесущих конструкций, ремонт и усиление отдельных частей несущих конструкций и наружных стен, демонтаж старых и монтаж новых инженерных систем и т.п.
2.9 Наружные стены реконструируемых зданий, не удовлетворяющие современным нормативным требованиям по сопротивлению теплопередаче, - СНиП 23-02 и МГСН 2.01, следует модернизировать за счет применения дополнительных слоев теплоизоляции, в том числе в сочетании с пароизоляцией, воздушной прослойкой и отражательной теплоизоляцией. Выбор конкретного варианта утепления рекомендуется производить в соответствии с предложениями, приведенными в альбоме "Технические решения утепления наружных ограждений домов первых массовых серий", утвержденном и введенном в действие приказом Госстроя России от 10 ноября 1998 г. N 8.
Радикальное повышение теплозащиты жилых зданий может производиться при их глубокой реконструкции, предусматривающей пристройки ризалитов или сплошных уширений корпуса с полной или частичной разборкой существующих наружных стен и возведением новых, отвечающих указанным требованиям по сопротивлению теплопередаче.
Сохраняемые внутренние стены и полы, не удовлетворяющие требованиям СНиП II-12 по звукоизоляции, следует модернизировать за счет применения дополнительных слоев звукопоглощающих материалов.
2.10 Повышение теплозащиты здания может осуществляться за счет сплошного остекления имеющихся или пристраиваемых лоджий, а на крыше - размещения теплицы.
2.11 При реконструкции здания в пределах существующего его объема может предусматриваться встраивание в него входных тамбуров, шахт лифтов или подъемников, дополнительных лестничных клеток, небольших бассейнов, а также устройство вместо существующей кровли (на всей ее площади или на отдельном участке) плоской эксплуатируемой крыши для размещения открытых озелененных террас, соляриев и т.п.
При встраивании в здание лифтов или подъемников следует применять гидравлические механизмы с ограждением шахт легкими металлическими конструкциями.
2.12 Размещение и размеры новых дверных проемов в несущих наружных и внутренних стенах при перепланировках помещений в реконструируемых зданиях и технические решения по компенсации ослабленных конструкций следует согласовывать с организацией - разработчиком проекта данного здания.
2.13 При реконструкции адаптируемого здания могут пристраиваться:
сооружения входной группы - крыльца, подиумы (открытые террасы), лестницы, пандусы, тамбуры;
наружные лифтовые шахты и лестничные клетки;
наружные летние помещения - лоджии, веранды, террасы;
пристройки, увеличивающие площади существующих помещений здания, - ризалиты, а также сплошные уширения корпуса;
пристройки в виде целых блоков (корпусов).
Пристраиваемые части здания должны, как правило, иметь собственные фундаменты, отделенные от существующих конструкций осадочным швом и расположенные на отметке ненарушенного грунта.
2.14 При реконструкции адаптируемого здания могут надстраиваться отдельные объемы, например, для машинных отделений встраиваемых лифтов, а также рядовой или мансардный этажи по всей площади нижележащего этажа или ее части. Разновидностью мансардного этажа являются возводимые на крыше теплицы (оранжереи).
Для возведения на крыше здания рекомендуются теплицы с выращиванием растений на стеллажах. Опирание стеллажей рекомендуется предусматривать преимущественно на несущие конструкции здания, при необходимости применяя систему вспомогательных распределительных балок.
2.15 Надстройки этажей рекомендуется проектировать по конструктивной схеме, принятой в существующем здании. При реконструкции зданий, выстроенных в сборных железобетонных конструкциях ранних серий, снятых с производства, могут применяться легкие металлические, кирпичные или монолитные железобетонные конструкции в сочетании с эффективными утеплителями при условии обеспечения степени огнестойкости не ниже II.
Надстройки мансардного этажа рекомендуется проектировать в легких эффективных конструкциях.
Надстраиваемые этажи должны быть обеспечены путями эвакуации в соответствии со СНиП 21-01, для чего могут надстраиваться существующие в здании лестницы, а также предусматриваться дополнительные новые.
2.16 С целью снижения затрат на адаптацию здания в проекте реконструкции, предусматривающем встраивание и надстраивание дополнительных объемов, рекомендуется принимать решения, не приводящие к такому увеличению нагрузки на фундаменты, которое потребует их усиления или укрепления под ними основания.
2.17 Дополнительные площади для ряда помещений вспомогательного назначения могут быть получены в подземной части здания за счет реконструкции существующего техподполья и преобразования его в полноценный подвал. Целесообразность устройства подвала в этих случаях должна определяться с учетом глубины заложения фундамента, уровня грунтовых вод и условия обеспечения устойчивости основания на внутреннем крае фундамента после устранения пригружающего действия грунта, удаленного из подвала.
Общие требования
3.1 Среду проживания пожилых людей рекомендуется адаптировать путем реконструкции и модернизации, а также приспособления жилых зданий под специальные (социальные) жилые дома (специализированные жилые комплексы), а в массовом неспециализированном жилом фонде - в части предназначаемых для использования ЛСВ элементов зданий - секций, этажей, групп квартир (рисунок 1). Необходимый уровень обслуживания ЛСВ осуществляется при этом:
- в первом случае - путем выделения/организации (главным образом, перепланировкой) непосредственно в жилом здании блока медико-социальных и культурно-бытовых помещений, в том числе встроенно-пристроенного;
- во втором случае - организационным путем (самостоятельного посещения ЛСВ районных (территориальных) медицинских и социальных центров обслуживания или патронажа на дому).
3.2 Принцип прогрессивной реновации среды жизнедеятельности или, главным образом, проживания ЛСВ, базируется на необходимости внедрения в проектно-строительную практику при реконструкции жилых зданий разработок, облегчающих жизнедеятельность ЛСВ, а также деятельность патронажных служб по уходу за данными категориями.
3.3 Материализация принципа приоритетности многопоколенной семьи подразумевает осуществление комплекса взаимосвязанных организационных, социальных и проектно-строительных мероприятий. Реконструкционные мероприятия предполагают совокупность проектно-строительных действий, направленных на поддержание комфортной среды жизнедеятельности семей с членами старших возрастных групп (в том числе выделение специальных зон отдыха и/или постоянного пребывания ЛСВ, доступных для обслуживания).
3.4 Концепция обменного жилого фонда содержит рекомендуемый комплекс целевых реконструкционных мероприятий, осуществляемых в объемах, необходимых в конкретной ситуации по усмотрению региональных, муниципальных и т.п. ответственных органов, в среде массового неспециализированного жилья. Суть предложения состоит в возможности обеспечения индивидуального выбора дееспособного и самостоятельного в обслуживании пожилого человека (или семьи ЛСВ) в месте проживания вне стационара.
3.5 Основные направления адаптации жилых зданий для ЛСВ приведены в таблице 1 (варианты 1 - 3).
Таблица
1 - Основные направления адаптации среды
проживания
для лиц старших возрастов
СП 35-114-2003 скачали 2407 человек