Как правильно осветить столовую зону
Если в доме есть отдельная столовaя, то к её освещению рекомендуется отнестись с особым вниманием. Формальный подход может привести, например, к тому, что прекрасная люстра окажется, по сути, лишним предметом.
Даже непритязательный на вид светильник для обеденной зоны может стать ярким декоративным элементом оформления комнаты.
При этом важно помнить, что свет в столовой предназначен для создания спокойной, непринуждённой атмосферы и наилучшей "подачи" сервировки стола. Поэтому расположение и вид светильников в этой комнате должны соответствовать их основной функции - формированию на поверхности столешницы комфортного светового пятна. Примечательно, что общим светом, как таковым, в столовой можно вовсе пренебречь. Если в других комнатах такое освещение является основным, то в столовой главный свет - локальный, сосредоточенный на столешнице. Пятно света над столом - необходимое и часто достаточное условие благоприятного освещения столовой. Конечно, при условии, что углы комнаты при этом не останутся чрез мерно тёмными.
Место
Выпуклый потолок скрывает строительные конструкции. Обычно же над столом его делают выше. Чтобы замаскировать тяжёлый "обратный" купол, были использованы мелкие галогенные лампы. Благодаря им он как бы развернулся в обратную сторону. Помимо этого, множество "галогенок" создают эффект сверкающей хрустальной люстры. Этим светом пользуются для торжественных приёмов. В обычное время включается мягкий свет, льющийся из-за карниза.
Юлий Борисов,
архитектор
Общеизвестно, что функциональный центр столовой - стол. Место основного светильника определяется его серединой. Поэтому при проектировании "трапезной" желательно заранее продумать, как будет расставлена в ней мебель. В зависимости от планировочного решения возможны три основных варианта расположения светильника в столовой. Первый из них, когда стол находится точно в середине помещения, не нуждается в подробном описании - светильник традиционно крепится в центре потолка.
Если середина стола не совпадает с геометрическим центром потолка, рекомендуется соответствующим образом сместить светильник или сделать его "плавающим". При этом могут быть опасения, что нарушится общий вид комнаты. Действительно, для потолка с симметричным узором такой приём не всегда уместен. Но если он однотонный, без декоративных деталей, то источник света можно расположить в любом месте. При значительном смещении светильника целесообразно установить на потолке ещё один.
"Плавающий" вариант освещения создаётся источниками света на подвижных рычагах и токопроводящих шинах. Для этого подойдут также высокие торшеры, которые позволяют освещать середину стола.
При открытой планировке жилища, когда кухня, гостиная и столовая - одно помещение, для организации освещения подходит любой из представленных вариантов.
Уровень
Высота расположения светильника непосредственно зависит от мощности его лампы (или ламп). Если источник света слабый, то он должен находиться ближе к столешнице. Светильник с абажуром помещают так, чтобы при самом низком его положении пятно света совпадало с краями столешницы и в любом случае не было меньше неё. Помимо прочего, необходимо выбрать такую высоту для светильника,чтобы он не закрывал сидящих за столом друг от друга. И уж конечно прямой свет не должен бить им в глаза.
Понятно, что все детали заранее предусмотреть невозможно, поэтому хорошо, если высота светильника легко регулируется. Кстати, чем ближе к поверхности стола он находится, тем уютнее выглядит помещение. А высоко расположенный источник света придаёт застолью атмосферу торжественности, иногда даже чопорности.
Направление света
К освещению столовой следует подходить очень продуманно, излишние фантазии здесь неуместны. Важно соблюсти основной принцип - максимальное выделение стола, лёгкое обозначение периметра комнаты и иногда затенение потолка.
Для освещения столешницы используется прямой направленный световой поток. Это означает, что в зоне стола должны быть расположены светильники с открытой нижней частью. Их верх также может быть открытым, при этом на потолке образуются световые пятна. Если светильник с абажуром единственный в столовой, его материал должен пропускать рассеянный свет, который распространяется по всему помещению.
Не рекомендуется устанавливать над столом мощный точечный источник света - он даёт резкие тени, искажающие предметы и лица. Кстати, есть один простой способ скрыть свой усталый вид. На помощь должен прийти отражённый свет, равномерно исходящий от поверхности стола. Светлая матерчатая скатерть создаст требуемые, мягко отражённые и рассеянные лучи, идущие снизу.
Цвет
Цвет излучения лампы зависит от температуры её нити - чем горячее (мощнее) источник, тем белее и "холоднее" его свет. И наоборот, лампы небольшой мощности дают освещение более "тёплого" спектра. Изменение напряжения влияет на цвет излучения, и при наличии соответствующего регулятора его можно варьировать в довольно широком диапазоне.
Форма
Конфигурация столового светильника может быть весьма замысловатой. Однако важно выполнить главное функциональное требование - поверхность стола должна охватываться пятном света. Необходимо также, чтобы светильник обеспечивал интенсивный, направленный к столешнице световой поток. Остальная часть помещения может оставаться, в зависимости от оформления верхней части абажура, в лёгком рассеянном свете или полутени.
Выбор
Ещё один вариант освещения "путешествующего" стола - это автономный торшер на длинном изогнутом основании. Таких светильников может быть несколько, перемещать же их вслед за столом не составит большого труда.
Основные виды светильников для столовой разделяются по местонахождению на несколько групп: стационарные - потолочные и переносные - настольные лампы и торшеры.
В обеденной зоне к потолку над столом чаще всего подвешивают одиночный светильник. Классический вариант - лампа с матерчатым абажуром. Ткань очень эффектно рассеивает и ограничивает световой поток, а её цвет позволяет создать вокруг такого светильника окрашенный, обволакивающий полумрак. При этом на столешницу из-под абажура падает яркий прямой свет.
Абажур может быть сделан также из матированного белого или цветного стекла, а также другого полупрозрачного материала. Неплохо, если его цвет жёлтый, оранжевый или красный, то есть лежит в границах "тёплой" зоны спектра, например, общеизвестно, что "тёплый" свет благоприятен для внешнего вида кожи. Но если специфика интерьера диктует иное решение, можно использовать и "холодную" окраску. В этом случае лампа с абажуром не должна быть единственным источником света в столовой, и здесь следует установить другие светильники, желательно без характерной окраски. Делается это для смягчения холодного оттенка отфильтрованного света, который придаёт лицам не совсем здоровый вид. Продолговатый обеденный стол можно освещать при помощи нескольких мелких светильников. Высота их расположения необязательно должна быть одинаковой. Сгруппированные источники света располагают в геометрическом порядке либо произвольно, с их помощью создают различные композиции, варьируя при этом длину штанг.
Нередко в процессе эксплуатации или в зависимости от статуса трапезы площадь стола или его место относительно центра помещения изменяется. В этом случае больше подойдут мобильные светильники на токопроводящих шинах, которые можно протянуть по потолку и даже по стенам.
Основное освещение столовой может быть устроено также при помощи высокой настольной лампы. Прямой свет от неё должен падать строго вниз, к столешнице. При этом допустим и незначительный направленный вверх световой поток. По сторонам от такого светильника должен распространяться максимально мягкий, рассеянный свет.
Дополнительное освещение
Итак, основные источники света в столовой должны находиться над столом. Но иногда этого бывает мало. Приходится дополнять главные светильники вспомогательными. Для этого подходит несколько разновидностей светильников. Например, в просторной столовой необходима равномерная подсветка по её периметру. Эту функцию прекрасно выполняют бра, развешанные по стенам. В небольшой столовой со стенами, не закрытыми мебелью, по контуру потолка можно расположить точечные светильники. При достаточной мощности их ламп такой приём визуально расширяет помещение. Если же у стен стоит мебель, то лучше сделать широкий карниз со встроенными за ним светильниками. В столовой подобное освещение как нельзя более уместно. В столовой, тесно уставленной мебелью, необычный эффект даёт подсветка застеклённых шкафов и картин. Шкафы с посудой, снабжённые небольшим встроенным светильником, служат дополнительным источником света. Крупные предметы декора, размещённые на стенах, требуют отдельных маломощных светильников, которые тем не менее создают достаточное, ориентирующее освещение.
Особое внимание стоит уделить потолочным "фонарям". Такое освещение применяется нечасто, но оно весьма благоприятно для дневной трапезы. Используйте любую возможность, чтобы сделать кровельное окно, выходящее в потолок столовой. Если ваша душа тоскует по романтике, не откажите ей в удовольствии насладиться игрой луча солнца, ожившего в бокале.
А ещё на обеденном столе отлично выглядят низкие настольные лампы не слишком вычурной формы; хорошо, если они скромно дополняют сервировку. Свет от них должен быть только рассеянным.
Свет и настроение
Приобретая светильник для столовой, следует помнить, что он может служить не только красоте и удобству интерьера. Удачно организованное освещение позволяет преображать комнату, создавая по желанию тёплую домашнюю или сдержанную официальную атмосферу. В этом помогает как большое количество источников света, так и возможность регулировки их параметров. Изменяя освещённость, можно разнообразить обстановку застолья.
Торжества рекомендуется проводить при полном электрическом блеске. Для дружеского праздника подойдёт мягкий рассеянный свет, "поддерживаемый" локальными световыми зонами на столе и в других точках помещения. Тихий семейный ужин с успехом пройдёт под цветастым, открытым снизу абажуром. А интимные застольные беседы лучше вести в окружении полумрака, для создания которого на стол устанавливают мелкие светильники.
Освещение столовой очень выигрывает от использования "живого" огня. Но, как правило, свет лампад и свечей довольно слаб. Оптимальный эффект достигается только при наличии многочисленных огоньков, горящих на разных уровнях. Иногда даже лучше комбинировать с ними небольшие электрические светильники или лампочки. Возможны также варианты, когда низкие источники искусственного света подсвечивают дальние углы помещения.