ГОСТ Р ИСО 14004-98: "Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования"

(принят постановлением Госстандарта РФ от 21 октября 1998 г. N 378)

Текст документа

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14004-98
"Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования"
(принят постановлением Госстандарта РФ от 21 октября 1998 г. N 378)

Дата введения 1 апреля 1999 г.

Введение


0.1 Общие сведения


По мере того, как растет озабоченность сохранением и улучшением качества окружающей среды и защитой здоровья людей, организации любого масштаба обращают все большее внимание на потенциальные воздействия своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду. Экологическая эффективность организации приобретает все большее значение для внутренних и внешних заинтересованных сторон. Для достижения высокой экологической эффективности требуется, чтобы организация приняла на себя обязательства применять систематический подход и постоянно улучшать систему управления окружающей средой.

Основная цель настоящего стандарта заключается в том, чтобы оказать помощь организациям, внедряющим или улучшающим систему управления окружающей средой. Она согласуется с концепцией устойчивого развития и является совместимой с различными культурными, социальными и организационными рамками.

Следует отметить, что требования, которые могут быть подвержены объективной аудиторской проверке в целях сертификации/регистрации или самостоятельного заявления, содержатся только в стандарте ГОСТ Р ИСО 14001. В качестве альтернативы настоящий стандарт включает примеры, описания и варианты, которые способствуют как реализации системы управления окружающей средой, так и укреплению ее связи со всей системой административного управления организации.

Система управления окружающей средой обеспечивает порядок и последовательность решения организациями своих экологических вопросов через размещение ресурсов, распределение обязанностей и постоянную оценку методов, процедур и процессов.

В настоящем стандарте рассматриваются элементы системы управления окружающей средой и даются практические рекомендации по ее реализации или усовершенствованию. В нем также содержатся рекомендации по эффективному инициированию, улучшению или поддерживанию системы управления окружающей средой. Такая система весьма важна с точки зрения способности организации прогнозировать и выполнять свои целевые экологические показатели, а также обеспечивать постоянное соответствие национальным и/или международным требованиям.

Управление окружающей средой является неотъемлемой частью общей системы административного управления организации. Разработка системы управления окружающей средой - процесс постоянный и взаимосвязанный. Структура, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы для реализации экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей могут быть скоординированы с работами в других областях (например, в области операций, финансов, качества, гигиены труда и безопасности).

Основные принципы для руководящего состава, занимающегося реализацией или усовершенствованием системы управления окружающей средой, включают в себя, но не ограничиваются этим, следующее:

- признание того факта, что управление окружающей средой входит в число высших общих приоритетов;

- установление и поддерживание связи между внутренними и внешними заинтересованными сторонами;

- определение требований законодательных актов и экологических аспектов, связанных с деятельностью организации, ее продукцией и услугами;

- формулирование обязательств со стороны руководства и служащих по охране окружающей среды с четким установлением подотчетности и ответственности;

- поощрение планирования охраны окружающей среды на протяжении жизненного цикла продукции или процесса;

- установление процесса достижения запланированных уровней эффективности;

- обеспечение необходимых и достаточных ресурсов, включая обучение, для достижения запланированных уровней эффективности на постоянной основе;

- оценка экологической эффективности, исходя из экологической политики организации, ее целевых и плановых экологических показателей, а также стремление к улучшению там, где это уместно;

- разработка управленческого процесса для проведения аудита и анализа системы управления окружающей средой и выявления возможностей улучшения системы и, в результате, повышения экологической эффективности;

- поощрение подрядчиков и поставщиков к разработке системы управления окружающей средой.

Организации могут рассматривать следующие случаи различного применения стандартов на системы управления окружающей средой:

- применение стандарта ГОСТ Р ИСО 14001 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению" для выполнения работ по сертификации/регистрации или самостоятельному заявлению организации о своей системе управления окружающей средой;

- применение настоящего стандарта или его частей для инициирования и/или улучшения системы управления окружающей средой. Стандарт не предназначен для сертификации/регистрации;

- применение настоящего стандарта в качестве руководящих указаний или ГОСТ Р ИСО 14001 в качестве общих требований для признания второй стороной (из сторон, заключивших контракт), что может быть удобно для некоторых деловых отношений;

- применение смежных документов ГОСТ Р ИСО.

Выбор будет зависеть от следующих факторов:

- политика организации;

- уровень готовности организации: осуществляется ли уже систематическое административное управление, которое может способствовать введению систематического управления окружающей средой;

- возможные достоинства и недостатки, на которые влияют такие факторы, как положение на рынке, имеющаяся репутация и внешние связи;

- масштаб организации.

Настоящий стандарт может быть использован организациями любого размера. Тем не менее значение малых и средних предприятий находит возрастающее признание в правительственных и деловых кругах. В стандарте признаются и учитываются потребности таких предприятий.

0.2 Преимущества, обусловленные наличием системы управления окружающей средой


Организации следует внедрять эффективную систему управления окружающей средой, с тем чтобы помочь защитить здоровье людей и окружающую среду от потенциальных воздействий своей деятельности, продукции или услуг, а также чтобы участвовать в сохранении и улучшении качества окружающей среды.

Наличие системы управления окружающей средой может помочь организации обеспечить уверенность заинтересованных сторон в том, что:

- существует обязательство со стороны руководства следовать положениям своей политики и добиваться целевых и плановых экологических показателей;

- особое значение придается больше предупреждающему действию, чем корректирующему;

- могут быть представлены данные, свидетельствующие о разумной осторожности и соответствии регламентам;

- в систему заложен процесс постоянного ее улучшения.

Организация, система административного управления которой включает в себя систему управления окружающей средой, обладает основой для уравновешивания и интегрирования экономических и экологических интересов. Организация, внедрившая систему управления окружающей средой, может достичь значительных преимуществ при конкуренции.

От введения системы управления окружающей средой можно получить экономические выгоды. Их следует идентифицировать, с тем чтобы продемонстрировать заинтересованным сторонам, особенно акционерам, значение надежного управления окружающей средой для организации. Это также дает организации возможность связать экологические целевые и плановые показатели с конкретными финансовыми результатами и таким образом гарантировать, что ресурсы направлены туда, где они принесут наибольшую пользу и с финансовой, и с экологической точек зрения.

Потенциальные выгоды, связанные с эффективной системой управления окружающей средой, включают в себя:

- предоставление потребителям гарантии в том, что существует обязательство в отношении демонстрируемого управления окружающей средой;

- поддержание крепких государственных/общественных связей;

- удовлетворение критериям инвестора и расширение доступа к капиталу;

- получение страховки по разумной цене;

- улучшение репутации и увеличение рыночной доли;

- соблюдение критериев сертификации поставщика;

- усиление контроля за издержками;

- сокращение случаев, ведущих к задолженности;

- демонстрирование разумной осторожности;

- консервацию входных материалов и энергии;

- содействие получению разрешений и полномочий;

- поощрение развития и участие в решениях, касающихся окружающей среды;

- улучшение связей между правительством и промышленностью.

1 Область применения


Настоящий стандарт содержит руководство по разработке и реализации принципов и систем управления окружающей средой, а также по их координации с другими системами административного управления.

Руководящие указания, приведенные в настоящем стандарте, применимы к любой организации, независимо от ее масштаба, типа и уровня подготовленности, которая заинтересована в том, чтобы создать, внедрить и/или улучшить систему управления окружающей средой.

Эти руководящие указания предназначены для использования в качестве добровольного внутреннего средства управления и не предназначены для использования в качестве критериев сертификации/регистрации системы управления окружающей средой.

2 Нормативные ссылки


В настоящее время нормативные ссылки отсутствуют.

3 Определения


Применительно к настоящему стандарту используются приведенные ниже определения.

3.1 Постоянное улучшение (continual improvement) - процесс усовершенствования системы управления окружающей средой с целью повышения общей экологической эффективности в соответствии с экологической политикой организации.

Примечание - Этот процесс может происходить необязательно одновременно во всех сферах деятельности.

3.2 Окружающая среда (environment) - внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека, и их взаимодействие.

Примечание - В данном контексте внешняя среда простирается от среды в пределах организации ч до глобальной системы.

3.3 Экологический аспект (environmental aspect) - элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.

Примечание - Важным экологическим аспектом является тот аспект, который оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду.

3.4 Воздействие на окружающую среду (environmental impact) - любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.

3.5 Система управления окружающей средой (environmental management system) - часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддерживания экологической политики.

3.6 Аудит системы управления окружающей средой (environmental management system audit) - систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также для сообщения результатов, полученных в ходе этого процесса, руководству.

3.7 Целевой экологический показатель (environmental objective) - общий целевой показатель состояния окружающей среды, вытекающий из экологической политики, который организация стремится достичь и который выражается количественно, если это реально.

3.8 Экологическая эффективность (характеристики экологичности) (environmental performance) - измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролированием организацией ее экологических аспектов, основанных на ее экологической политике, а также на целевых и плановых экологических показателях.

3.9 Экологическая политика (environmental policy) - заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и для установления целевых и плановых экологических показателей.

3.10 Плановый экологический показатель (environmental target) - детализированное требование в отношении эффективности, выраженное количественно там, где это реально, предъявляемое организации или ее частям, которое вытекает из целевых экологических показателей и которое должно быть установлено и выполнено для того, чтобы достичь целевых показателей.

3.11 Заинтересованная сторона (interested party) - отдельное лицо или группа лиц, которые заинтересованы в экологической эффективности организации или на которые эта эффективность воздействует.

3.12 Организация (organization) - компания, объединение, фирма, предприятие, орган власти или учреждение либо их часть или сочетание, акционерные или неакционерные, государственные или частные, которые выполняют свои собственные функции и имеют свою собственную администрацию.

Примечание - Применительно к организациям с более чем одной функционирующей организационной единицей, одна такая единица может быть определена как организация.

3.13 Предотвращение загрязнения (prevention of pollution) - использование процессов, практических методов, материалов или продукции, которые позволяют избегать загрязнения, уменьшать его или бороться с ним и которые могут включать рециклинг, очистку, изменения процесса, механизмы управления, эффективное использование ресурсов и замену материала.

Примечание - Потенциальными выгодами от предотвращения загрязнения являются уменьшение отрицательных воздействий на окружающую среду, повышение эффективности и снижение стоимости.

4 Принципы и элементы системы управления окружающей средой


Модель системы управления окружающей средой (см. рисунок 1) отражает упрощенную точку зрения организации, которая признает принципы, приведенные ниже.

Принцип 1. Обязательства и политика


Организация должна определить свою экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления окружающей средой.

Принцип 2. Планирование


Организация должна сформулировать план реализации своей экологической политики.

Принцип 3. Реализация


С целью эффективной реализации организация должна создать возможности и механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей.

Принцип 4. Измерение и оценивание


Организация должна измерять, контролировать и оценивать свою экологическую эффективность.

"Рисунок 1 - Модель системы управления окружающей средой согласно данному стандарту"


Принцип 5. Анализ и улучшение


Организация должна анализировать и постоянно улучшать свою систему управления окружающей средой с целью повышения своей общей экологической эффективности.

С учетом всего вышесказанного система управления окружающей средой скорее всего видится как организационная структура, которая должна постоянно контролироваться и периодически анализироваться, с тем чтобы обеспечить эффективное направление экологической деятельности организации в зависимости от изменяющихся внутренних и внешних факторов. Каждый служащий организации должен нести ответственность за улучшения в области охраны окружающей среды.

4.1 Обязательства и политика


Принцип 1. Обязательства и политика

Организация должна определить свою экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления окружающей средой.

4.1.1 Общие положения


Организации следует начать с того, что приносит очевидную пользу, например с акцентирования внимания на соответствии регламентам, с ограничения первопричин, приводящих к ответственности за нарушения, или с более эффективного использования материалов.

По мере того, как организация набирается опыта и ее система управления окружающей средой начинает вырисовываться, могут быть разработаны процедуры, программы и технологии для дальнейшего повышения экологической эффективности. Затем, когда система управления окружающей средой сформируется, экологические соображения могут быть включены во все деловые решения.

4.1.2 Обязательства высшего руководства и его ведущая роль


Чтобы гарантировать успех, высшее руководство организации на ранней стации разработки или улучшения системы управления окружающей средой должно принять на себя обязательство по улучшению управления деятельностью своей организации, ее продукцией или услугами с точки зрения их воздействия на окружающую среду. Неукоснительное соблюдение обязательства и ведущая роль высшего руководства являются решающими факторами.

4.1.3 Первоначальная оценка воздействия на окружающую среду


Текущая позиция организации по отношению к окружающей среде может быть установлена с помощью первоначальной оценки воздействия на окружающую среду. Первоначальная оценка может охватывать следующее:

- идентификацию требований законодательных актов и регламентов;

- идентификацию экологических аспектов деятельности, продукции или услуг, с тем чтобы определить те аспекты, которые имеют или могут иметь значительные воздействия на окружающую среду и повлекут за собой ответственность;

- оценку эффективности, проводимую по применяемым внутренним критериям, внешним нормативам, регламентам, сводам правил, установившемуся порядку, принципам и руководящим указаниям;

- существующие порядок и процедуры управления окружающей средой;

- идентификацию существующей политики и процедур, касающихся закупочной и контрактной деятельности;

- обратную связь после изучения предшествующих случаев несоответствия;

- возможности для конкурентного преимущества;

- точки зрения заинтересованных сторон;

- функции или операции других систем в организации, которые могут либо содействовать экологической эффективности, либо противодействовать ей.

Во всех случаях следует рассматривать весь диапазон условий работы, включая возможные нарушения и аварийные ситуации.

Процесс и результаты первоначальной оценки воздействия на окружающую среду должны быть документально оформлены, а возможности для развития системы управления окружающей средой должны быть идентифицированы.

Практические советы. Проведение первоначальной оценки воздействия на окружающую среду


Первым важным шагом является разработка перечня сфер, подлежащих оценке. Сюда могут войти деятельность организации, конкретные операции или конкретный участок. Некоторыми общепринятыми средствами для проведения оценки являются:

- анкеты;

- интервью;

- контрольные листы;

- прямая проверка и измерение;

- анализ зарегистрированных данных;

- установление базового уровня**

Организации, включая малые и средние предприятия, могут получить консультации у ряда внешних источников, таких, как:

- правительственные ведомства (по поводу законов и разрешений);

- местные или региональные библиотеки или базы данных;

- другие организации (по поводу обмена информацией);

- промышленные ассоциации;

- крупные потребительские организации;

- изготовители находящегося в эксплуатации оборудования;

- деловые партнеры (например, удаляющие отходы);

- организации, оказывающие профессиональную помощь.

4.1.4 Экологическая политика


Экологическая политика определяет общий смысл направления и устанавливает принципы деятельности организации. Она устанавливает целевой показатель, касающийся требуемого от организации уровня ответственности за состояние окружающей среды и экологической эффективности, по которому будут оцениваться все последующие действия.

Все большее число международных организаций, включая правительственные, промышленных ассоциаций и групп граждан имеют разработанные руководящие принципы (см. два примера в приложении А). Эти принципы помогли организациям определить общий масштаб своих обязательств в отношении охраны окружающей среды. Они содействуют также тому, чтобы различные организации использовали общие для всех ценности. Такие руководящие принципы могут оказать организации помощь в разработке ее политики, которая может быть такой же индивидуальной, как и организация, для которой она формулируется.

Обычно ответственность за определение экологической политики ложится на высшее руководство организации. Руководство организации отвечает за реализацию политики и предоставление входной информации, необходимой для формулирования и изменения политики.

Экологическая политика должна учитывать следующее:

- предназначение организации, ее взгляды, основные ценности и надежды;

- требование заинтересованных сторон и установление с ними связи;

- постоянное улучшение;

- предотвращение загрязнения;

- руководящие принципы;

- координацию с другими аспектами политики организации (например, гигиена труда и безопасность);

- конкретные местные или региональные условия;

- соответствие надлежащим природоохранным регламентам, законам и другим критериям, признаваемым организацией.

Некоторые вопросы, подлежащие рассмотрению в рамках экологической политики:

1 Имеется ли у организации экологическая политика, надлежащая с точки зрения ее деятельности, продукции и услуг?

2 Отражены ли в этой политике ценности и руководящие принципы организации?

3 Утверждена ли экологическая политика высшим руководством, а также определено ли какое-либо лицо и даны ли ему полномочия контролировать и проводить в жизнь эту политику?

4 Направлена ли экологическая политика на установление целевых и плановых экологических показателей?

5 Направляет ли эта политика организацию на мониторинг надлежащих технологий и методов управления?

6 Какие обязательства воплощены в экологической политике, например: обеспечение постоянного улучшения, обеспечение борьбы с загрязнением, мониторинг, выполнение или превышение законных требований, рассмотрение ожиданий заинтересованных сторон?

Практические советы. Экологическая политика


Любая деятельность, продукция или услуга могут воздействовать на окружающую среду. Это следует отразить в экологической политике.

Подробное изучение руководящих принципов, содержащихся в приложении А, может помочь при разработке соответствующей политики. Вопросы, рассматриваемые в ней, зависят от характера организации. Кроме соответствия природоохранным регламентам политика может устанавливать обязательствам отношении:

- минимизации любых значительных отрицательных воздействий на окружающую среду со стороны новых разработок, достигаемой путем использования интегрированных процедур управления окружающей средой и планирования соответствующих мероприятий по управлению;

- разработки процедуры оценивания экологической эффективности и связанных с ней показателей;

- воплощения замысла, касающегося жизненного цикла;

- проектирования продукции таким образом, чтобы минимизировать ее воздействие на окружающую среду при производстве, использовании и утилизации;

- предотвращения загрязнения, сокращения отходов и потребления ресурсов (материалов, топлива и энергии), проведения восстановления и рециклинга вместо утилизации там, где это возможно;

- образования и подготовки;

- обмена опытом в области экологии;

- привлечения заинтересованных сторон и установления с ними связи;

- работ, ведущих к устойчивому развитию;

- поощрения к применению системы управления окружающей средой поставщиками и подрядчиками.

4.2 Планирование


Принцип 2. Планирование

Организация должна разработать план реализации своей экологической политики.

4.2.1 Общие положения


Элементы системы управления окружающей средой, связанные с планированием, включают в себя:

- идентификацию экологических аспектов и оценку связанных с ними воздействий на окружающую среду;

- требования законодательных актов;

- экологическую политику;

- внутренние критерии экологической эффективности;

- целевые и плановые экологические показатели;

- планы действий по охране окружающей среды и программы управления ею.

4.2.2 Идентификация экологических аспектов и оценка связанных с ними воздействий на окружающую среду


Политика организации, ее целевые и плановые экологические показатели должны быть основаны на знании экологических аспектов и значительных воздействий на окружающую среду, связанных с деятельностью, продукцией или услугами этой организации. Такой подход может гарантировать, что при установлении целевых экологических показателей значительные воздействия на окружающую среду, связанные с этими аспектами, будут приняты во внимание.

Идентификация экологических аспектов является постоянным процессом, который определяет прошлое, настоящее и потенциально возможное (положительное или отрицательное) воздействие деятельности организации на окружающую среду. Этот процесс также предусматривает идентификацию потенциального воздействия на организацию, оказываемого регламентными требованиями, требованиями законодательных актов и требованиями бизнеса. Он также может охватывать идентификацию воздействия на здоровье и безопасность, а также оценку экологического риска.

Некоторые вопросы, подлежащие рассмотрению при идентификации экологических аспектов и оценивании воздействий на окружающую среду:

1 Каковы экологические аспекты деятельности организации, ее продукции и услуг?

2 Оказывают ли деятельность, продукция или услуги организации значительное отрицательное воздействие на окружающую среду?

3 Имеет ли организация процедуру оценки воздействия новых проектов на окружающую среду?

4 Требует ли местонахождение организаций особого экологического рассмотрения, например, есть ли там районы, уязвимые в экологическом отношении?

5 Как повлияют любые преднамеренные изменения в деятельности, продукции или услугах либо дополнения к ним на экологические аспекты и связанные с ними воздействия?

6 Насколько значительными или серьезными окажутся потенциальные воздействия на окружающую среду, если процесс будет нарушен?

7 Как часто возникает ситуация, ведущая к определенному воздействию?

8 Каковы важные экологические аспекты с учетом воздействий, вероятности, серьезности и частоты?

9 Являются ли по своему масштабу значительные воздействия на окружающую среду локальными, региональными или глобальными?

Практические советы. Идентификация экологических аспектов и оценка связанных с ними воздействий на окружающую среду


Связь между экологическими аспектами и воздействиями на окружающую среду является связью причины и следствия.

Экологический аспект связан с элементом деятельности организации, ее продукции или услуга, который может оказать положительное или отрицательное воздействие на окружающую среду. Например, это может быть сброс, выброс, потребление или повторное использование материала либо шум.

Воздействие на окружающую среду связано с изменением, которое вызывает в окружающей среде данный аспект. Примерами воздействий могут служить загрязнение или заражение воды либо истощение природных ресурсов.

Идентификация экологических аспектов и оценка связанных с ними воздействий на окружающую среду являются процессом, который может быть осуществлен в четыре этапа.

Этап 1. Выбрать вид деятельности, продукцию или услугу


Выбранные вид деятельности, продукция или услуга должны быть достаточно широкомасштабны для убедительного исследования и достаточно узконаправленными для правильного понимания.

Этап 2. Идентифицировать экологические аспекты деятельности, продукции или услуга


Идентифицировать как можно больше экологических аспектов, связанных с выбранными видом деятельности, продукцией или услугой.

Этап 3. Идентифицировать воздействия на окружающую среду


Идентифицировать как можно большее количество имеющих место и потенциально возможных, положительных и отрицательных, воздействий на окружающую среду, которые связаны с каждым идентифицированным аспектом.

Ниже приведены примеры трех перечисленных выше этапов.

Скачайте файл, чтобы продолжить чтение...