N У-11: Указание Госгортехнадзора РФ от 29 марта 2004 г. "О повышении безопасности перевозок взрывчатых материалов автомобильным транспортом"

Текст документа

Указание Госгортехнадзора РФ от 29 марта 2004 г. N У-11
"О повышении безопасности перевозок взрывчатых материалов автомобильным транспортом"

Произошедшие в марте 2004 года аварии на открытом руднике в ОАО "Гайский ГОК", на руднике "Ирокинда" ОАО "Бурятзолото", в ОАО "Ямалгеофизика" и проведенные целевые проверки показали, что в поднадзорных организациях, ведущих взрывные работы, продолжают нарушаться правила безопасности при перевозках взрывчатых материалов (далее - ВМ).

Руководители ряда поднадзорных организаций превратили разрешенные совместные доставки (технологические перемещения взрывчатых материалов со складов ВМ к местам взрывных работ в пределах земельного отвода без выезда на дороги общего пользования) в их совместные перевозки по дорогам общего пользования, в том числе на значительные расстояния, не соблюдая при этом основные требования п.25 раздела I Единых правил безопасности при взрывных работах. В качестве транспортных средств вместо специальных или специализированных автомобилей используются грузовые бортовые автомобили, которые систематически задействуются для перевозки иных грузов. Кузова автомобилей не оборудуются для безопасной совместной доставки взрывчатых материалов различных групп совместимости. В связи с этим взрывчатые вещества, упаковки с промежуточными детонаторами и детонирующим шнуром не могут быть размещены и закреплены в автомобиле на безопасных расстояниях по передаче детонации друг от друга. Для размещения средств инициирования применяются съемные деревянные ящики вместо специальных локализаторов, рассчитанных по прочности на строго определенное количество перевозимых детонаторов или детонирующего шнура. При перевозке изделий из порохов и твердого ракетного топлива не учитываются их чувствительность к трению и внешнему тепловому воздействию. Не принимается во внимание возможность перехода горения во взрыв детонирующего шнура в бухтах с металлическими колпачками на концах. Имеют место случаи перевозки взрывчатых материалов без сопровождающих лиц и охраны, а также нахождения взрывперсонала в кузовах автомобилей вместе со взрывчатыми материалами. Допускается курение в автомобилях, перевозящих взрывчатые вещества и средства инициирования. Не обеспечивается надежное укрытие груза в бортовых автомобилях во время перевозки взрывчатых материалов. Часть автомобилей, включая специализированные, не оборудованы устройством для одновременного отключения аккумуляторной батареи при коротком замыкании в электрической системе и исключения искрообразования и возгорания. Не выполняется приказ Госгортехнадзора России от 28 октября 1999 года N 222 в части обеспечения лиц, сопровождающих автомобили с ВМ, портативными радиостанциями для оперативной связи между участниками перевозки.

Нарушения правил безопасности и аварии при перевозках взрывчатых материалов являются следствием не принятия# должных мер руководителями организаций и их транспортных подразделений, безответственностью взрывперсонала и, в определенной мере, ослабления контроля со стороны территориальных органов Госгортехнадзора России.

С учетом изложенного предлагаю:

1. Руководителям территориальных органов Госгортехнадзора России:

1.1. Усилить контроль за соблюдением правил безопасности при перевозках взрывчатых материалов автомобильным транспортом в поднадзорных организациях.

1.2. Решение по вопросу возобновления совместной доставки взрывчатых материалов в конкретных поднадзорных организациях принимать с учетом характера и специфики взрывных работ, маршрутов движения транспортных средств и только после детальной проверки готовности организаций к обеспечению безопасности таких перевозок.

При этом необходимо иметь в виду, что во всех случаях совместная доставка взрывчатых веществ и средств инициирования может осуществляться лишь в специализированных или специальных автомобилях с кузовами типа "Фургон" повышенной прочности, оборудованных локализаторами взрывов для размещения средств инициирования.

1.3. Совместные перевозки взрывчатых веществ и средств инициирования разрешать осуществлять только в специальных автомобилях, оборудованных в соответствии с конструкторской документацией, разработанной ФГУП "Красноармейский научно-исследовательский институт механизации" (141260, г.Красноармейск Московской области, проспект Испытателей, 8; тел. 584-16-92).

1.4. Потребовать от руководителей поднадзорных организаций:

1.4.1. Принять действенные меры по наведению установленного порядка перевозки взрывчатых материалов в подразделениях и на объектах организации, в том числе по повышению производственной дисциплины должностных лиц и рабочих, связанных с этими перевозками.

1.4.2. Определить приказом по организации перечень автомобилей, специально оборудованных для безопасной перевозки взрывчатых материалов.

1.4.3. Установить приказом по организации должностных лиц, ответственных за состояние автомобилей перед их выпуском на линию для перевозки взрывчатых материалов, за соблюдение схемы загрузки автомобиля и правил закрепления груза, за сопровождение перевозимых взрывчатых материалов и внести соответствующие изменения в их должностные инструкции.

1.4.4. Оборудовать все бортовые автомобили, предназначенные для перевозки взрывчатых веществ, брезентовыми или иными пологами, изготовленными из трудновоспламеняющейся и непромокаемой ткани, конструкция которых позволяла бы перекрывать борта на 200 мм ниже их уровня и исключала возможность попадания внутрь кузова любых посторонних предметов.

1.4.5. Обеспечить должностных лиц, сопровождающих автомобили с ВМ средствами оперативной связи между участниками перевозки и с руководителями организации.

1.4.6. Оборудовать все автомобили, связанные с перевозкой взрывчатых материалов, устройством для одновременного отключения аккумуляторной батареи при коротком замыкании в электрической системе и исключения искрообразования и возгорания в соответствии с требованиями п.4.1.4. Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

2. Управлению по надзору в горнорудной промышленности (Перепелицын А.И., Гаврилов Н.И.) подготовить в месячный срок и представить на утверждение руководству Госгортехнадзора России предложения по повышению безопасности перевозок средств инициирования.

3. Контроль за выполнением настоящего указания возложить на начальника Управления по надзору в горнорудной промышленности Перепелицына А.И.


Заместитель начальника

Госгортехнадзора России

А.И.Субботин