N Р-8: Распоряжение Госгортехнадзора РФ от 5 апреля 2002 г.

Текст документа

Распоряжение Госгортехнадзора РФ от 5 апреля 2002 г. N Р-8

Правительство Российской Федерации по результатам рассмотрения представленного МЧС России государственного доклада "О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2001 году" поручило федеральным органам исполнительной власти принять необходимые превентивные меры, направленные на снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций (общие выводы по докладу прилагаются).

В целях реализации поручения Правительства Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N МК-П4-03689 обязываю:

Начальников управлений и отделов центрального аппарата, руководителей территориальных органов Госгортехнадзора России обеспечить изучение прилагаемых материалов инспекторским составом в целях последующего использования содержащейся в них информации при осуществлении надзорной деятельности, в том числе при оценке эффективности и достаточности принимаемых превентивных мер, направленных на предупреждение аварий и несчастных случаев на производстве, а также включаемых в планы ликвидации аварийных ситуаций на поднадзорных объектах.

Статс-секретарь - первый заместитель

Начальника Госгортехнадзора России

Е.А.Иванов

Общие выводы по государственному докладу "О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2001 году"


1. Общая оценка состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций

2. Предложения по совершенствованию защиты населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций

1. Общая оценка состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


1. В 2001 г. в России произошла 901 чрезвычайная ситуация, в которых пострадало 11571 человек, погибло 1247 человека. Материальный ущерб составил 71,24 млрд.руб.

Общее количество чрезвычайных ситуаций по сравнению с 2000 г. уменьшилось на 8%.

Материальный ущерб по данным субъектов Российской Федерации (в сопоставимых ценах 2001 г.) увеличился в 2,7 раза, средний ущерб от одной ЧС возрос в 2,6 раз. Отсутствие единой методической базы оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и биолого-социального характера не позволяет достоверно оценивать масштабы и тенденции развития ЧС.

В результате террористических акций, происшедших на территории Южного федерального округа, погибло 47 и пострадало 406 человек.

Сохранилась наметившаяся тенденция ежегодного сокращения количества чрезвычайных ситуаций, численности погибшего и пострадавшего населения.

Количество чрезвычайных ситуаций природного характера за 2001 г. по сравнению с 2000 г. уменьшилось на 21%. В то же время, наблюдается тенденция увеличения тяжести отдельных ЧС природного характера, что требует проведения организационных, профилактических и инженерно-технических мероприятий защиты населения и территорий, в первую очередь от сезонных явлений и процессов природного характера.

Количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера за 2001 г. по сравнению с 2000 г. увеличилось на 0,5%, вследствие исчерпания ресурсов функционирующих опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и транспорта.

Количество биолого-социальных чрезвычайных ситуаций за 2001 г. по сравнению с 2000 г. уменьшилось на 45%.

В 2002 г. будет вызывать озабоченность возможность регионов обеспечить адекватную защиту и проведение комплекса инженерно-технических мероприятий по защите населения и территориально-хозяйственных комплексов от экстремальных проявлений природных процессов и явлений.

2. В целях решения задач по защите население # и территории от чрезвычайных ситуаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями в 2001 г. выполнен комплекс мероприятий по формированию системы экономических, правовых, организационно-технических и иных мер:

- по совершенствованию государственного регулирования защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

выполнены мероприятия по развитию организационной структуры РСЧС. Продолжается совершенствование деятельности территориальных и функциональных подсистем РСЧС:

разработан комплекс нормативных правовых документов по государственному регулированию деятельности в области защиты населения и территорий. Проводилась работа по формированию нормативной правовой базы в области экономического регулирования безопасности, защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

приняты меры по улучшению взаимодействия ведомственных и межведомственных надзорных органов с целью проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности органов управления, сил и средств к действиям;

проводилась разработка государственных стандартов по программам "Безопасность в чрезвычайных ситуациях", в проектных организациях продолжалось внедрение требований Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и состава проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений;

выполнялись федеральные, региональные целевые и научно-технические программы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Однако финансовые ресурсы для реализации этих программ выделялись не в полном объеме, что не позволило полностью обеспечить в 2001 г. защиту населения и территорий;

активизировалось участие России в деятельности мирового сообщества по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

- по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций:

выполнен комплекс организационно-технических мероприятий по развитию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Своевременно разработаны и направлены заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы возникновения вероятных чрезвычайных ситуаций и прогнозы их возможных последствий;

успешно ведутся работы по развертыванию авиационно-космических средств мониторинга, контроля и прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций, а также автоматизированных комплексов контроля обстановки крупных промышленных центров;

проведены работы по совершенствованию структуры, организации взаимодействия и порядка функционирования учреждений и организаций СНЛК, поддержанию в готовности системы и технических средств контроля за радиационно, химически, гидродинамически-, пожаро- и взрывоопасными объектами промышленности, магистральными трубопроводами. В то же время медленно внедряются автоматизированные системы контроля за химической обстановкой;

Минздравом России, органами и учреждениями госсанэпидслужбы и здравоохранения проведены мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что позволило добиться снижения или стабилизации уровней заболеваемости по ряду нозологических форм;

Минсельхозом России в целях предотвращения распространения и развития особо опасных болезней животных, болезней и вредителей принимались необходимые меры.

- по совершенствованию средств и мероприятий, направленных на снижение масштабов чрезвычайных ситуаций и ущерба от них:

поддерживаются в состоянии готовности средства радиационной, химической и медицинской защиты населения, обеспечена сохранность накопленного фонда средств индивидуальной защиты населения. Вместе с тем, продолжается процесс снижения обеспеченности населения средствами индивидуальной защиты. Благодаря усилиям МЧС России и поддержке Минэкономразвития России, Минфина России и Росрезерва удалось повлиять на сложившуюся ситуацию и возобновить поставку новых средств защиты для населения. В 2001 г. на закупку средств индивидуальной защиты было выделено 14,7 млн.руб.;

выполненный в 2001 г. комплекс мер по инженерной защите населения и территорий продолжает оставаться приоритетным направлением противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера от опасностей поражающих факторов, вызванных производственными авариями и стихийными бедствиями. Однако осуществление инженерных мероприятий на данном этапе развития страны по-прежнему продолжает оставаться проблематичным. Более 750 городов, расположенных в потенциально подтапливаемых районах, не имеют требуемой системы сооружений инженерной защиты, более 70% населения в сейсмоопасных районах по-прежнему проживает в зданиях, не отвечающих требованиям норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, защищено не более 6% территорий, подверженных оползням, селевым потокам, обвалам, карстам, сходам снежных лавин. Не уделяется должного внимания безопасности гидротехнических сооружений, накопителей стоков отходов (около 1150 гидротехнических сооружений находятся в аварийном или предаварийном состоянии). В ряде регионов страны степень риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера приближается к критическим отметкам;

продолжались работы по обеспечению населения медицинскими средствами защиты. Остается нерешенной проблема обеспечения населения, проживающего в 30-ти километровой зоне вокруг АЭС, радиопротекторами, сорбентами, комплексообразователями;

поддерживались в готовности действующие территориальные системы централизованного оповещения, которые обеспечивают оповещение 90,8% населения Российской Федерации менее чем за 30 минут. Остро обозначилась проблема погашения задолженности субъектов Российской Федерации организациям связи за эксплуатационно-техническое обслуживание средств оповещения. Из-за отсутствия заказов предприятия России прекратили производство аппаратуры оповещения, стала актуальной проблема замены существующей аналоговой аппаратуры оповещения на цифровую. Локальные системы оповещения созданы только на 17,2% химически опасных объектах, 22,9% ядерно- и радиационно опасных предприятиях, 7,6% гидроузлах;

налажена подготовка руководящего состава и специалистов РСЧС, обучение населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. Вместе с тем, обучение руководителей органов исполнительной власти, специалистов на потенциально опасных объектах и населения, не занятого в сфере производства и обслуживания, проводится на низком методическом уровне, недостаточно активно используются средства массовой информации;

по организации выполнения и всестороннего обеспечения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций:

получили дальнейшее развитие системы управления и связи, автоматизированная информационно-управляющая система РСЧС, которые обеспечили оперативное информационное реагирование на возникшие чрезвычайные ситуации;

развивалась группировка сил ликвидации чрезвычайных ситуаций. Повышается уровень ее готовности, улучшена обеспеченность современными техническими средствами. В то же время, реальная численность специальных аварийно-спасательных формирований, уровень их технического оснащения и подготовки не отвечают современным требованиям. Недостаточно активно ведется создание отрядов экстренного реагирования (муниципальных) в крупных промышленных центрах, финансируемых за счет местных бюджетов;

в настоящее время в результате совместной работы МЧС России с органами Минобразования России и исполнительной власти на местах в 74 субъектах Российской Федерации созданы 191 общественный студенческий спасательный отряд, общей численностью 6619 человек, 421 из которых аттестованы;

сформированы и рационально применены в чрезвычайных ситуациях федеральные резервы материальных и финансовых ресурсов для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и организации жизнеобеспечения пострадавшего населения. В 2001 г. федеральной помощью воспользовались 40 субъектов Российской Федерации. Проводится работа по созданию резервов материально-технических ресурсов в федеральных органах исполнительной власти и субъектах Федерации. Такие резервы уже созданы в 10 ведомствах и 84 республиках, краях и областях;

проведен комплекс первоочередных мероприятий по жизнеобеспечению и социальной поддержке пострадавшего населения Республики Саха (Якутия), Приморского, Краснодарского краев и ряда других субъектов Российской Федерации;

финансирование мероприятий по социальной защите и своевременное пополнение специальных фондов всех уровней осуществлялось в основном только за счет федерального бюджета и только для отдельных категорий пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях.

2. Предложения по совершенствованию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


В целях совершенствования защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций представляется необходимым сосредоточить деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций на развитии сил и средств, осуществляющих мониторинг, прогнозирование и своевременное, проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также ликвидацию их последствий в кратчайшие сроки при сохранении устойчивого управления. В этих целях предлагается:

1. Для обеспечения государственного регулирования защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций необходимо:

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации активизировать работу по совершенствованию законодательного и нормативного правового обеспечения функционирования и развития РСЧС, продолжить создание механизма реализации принятых законов на всех уровнях.

МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках создания единой государственной спасательной службы согласовать перечень и осуществить разработку нормативных правовых актов, направленных на:

повышение координирующей роли Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части обеспечения тесного взаимодействия спасательных, противопожарных формирований и других сил, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

совершенствование механизма привлечения аварийно-спасательных формирований к участию в спасательных операциях;

организацию и обеспечение гуманитарной деятельности Российской Федерации;

координацию надзорной и контрольной деятельности органов государственной власти, по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

совершенствование механизма возмещения расходов, понесенных аварийно-спасательными формированиями, привлекаемыми к проведению спасательных операций;

реализацию организационных и практических мер финансово-экономического характера, для повышения готовности и развития аварийно-спасательных формирований;

проведение единой научно-технической политики в области оснащения аварийно-спасательных формирований современными техническими средствами;

правовое урегулирование вопросов привлечения к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований и органов с возложением на них отдельных задач в этой области.

МЧС России:

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовить проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Административный кодекс Российской Федерации о применении мер ответственности руководителей организаций и предприятий независимо от форм собственности за уклонение или ненадлежащее выполнение обязанностей в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

совместно с Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать единую методическую базу по оценке ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и биолого-социального характера.

совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации активизировать работу по совершенствованию функциональных и территориальных подсистем РСЧС, разработке нормативно-правового и нормативно-методического обеспечения их деятельности;

совместно с Минфином России, Минпромнауки России, МАП России, Госгортехнадзором России, Минэнерго России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами принять участие в доработке проекта федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта", предусматривающего обязательное страхование гражданской ответственности при эксплуатации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и перевозке опасных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом;

при участии заинтересованных министерств и ведомств осуществить разработку нормативных и методических документов, необходимых для функционирования системы обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов, определяющих порядок создания ведения в субъектах Российской Федерации сводных реестров опасных объектов, требования по расследованию причин чрезвычайных ситуаций и оценке ущерба, порядок создания ведения информационно-аналитической базы о состоянии страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов, методологию оценки риска и ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

совместно с Минфином России согласовать вопрос о выводе из налогооблагаемой базы резервов материальных и финансовых ресурсов, содержащихся на случай чрезвычайных ситуаций, как не использующихся в текущем производстве и не приносящих прибыль;

организовать проведение семинаров (совещаний) с представителями постоянно действующих органов управления функциональных подсистем РСЧС различных министерств и ведомств с целью своевременного информирования по вопросам чрезвычайных ситуаций и обмена опытом работы.

Минэкономики России совместно с МЧС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать механизм экономического стимулирования мероприятий по предупреждению и профилактике чрезвычайных ситуаций.

МЧС России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти:

уточнить действующие показатели (критерии) классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, упорядочить формы донесений по ЧС, их содержание и сроки представления для учета и анализа статистической информации;

разработать комплект типовых нормативных правовых актов по обеспечению оперативного управления территориями, пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;

определить механизм финансовой поддержки технического оснащения ведомственных аварийно-спасательных формирований, включенных в состав сил постоянной готовности РСЧС;

разработать нормативы и порядок укомплектования в организациях и на промышленных предприятиях должностей сотрудников, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России спланировать работу по заслушиванию федеральных органов исполнительной власти о реализации предложений по совершенствованию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, представленных в ежегодном государственном докладе о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Минтрансу России, МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовить проекты Федеральных законов "О совершенствовании системы поиска и спасания на море", "О нефтяном загрязнении морей Российской Федерации", "О безопасности подводных потенциально опасных объектов Российской Федерации".

Минтрансу России:

подготовить и согласовать с МЧС России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и утвердить Федеральный план по ликвидации разливов нефти в море;

согласовать с Минобороны России (Главным штабом Военно-морского Флота), ФПС России, Госкомрыболовством России проекта Соглашения по вопросам взаимодействия при поиске и спасании на море;

подготовить материалы к ратификации Международной конвенции по борьбе с загрязнением нефтью и сотрудничеству (OPRC);

проработать вопросы о создании в портах Петропавловск-Камчатский и Новороссийск морских специализированных подразделений и оснащении созданных в 2000 г. в портах Калининград и Астрахань морских специализированных подразделений необходимым оборудованием и техническими средствами по ликвидации разливов нефти в море;

обеспечить дальнейшее совершенствование организации взаимодействия со всеми аварийно-спасательными службами при проведении крупномасштабных аварийно-спасательных операций;

организовать работу по совершенствованию структуры Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации (СПАСОП ГА);

разработать Порядок финансирования Службы ПАСОП ГА на ее содержание и развитие;

осуществить оснащение Службы ПАСОП ГА и входящих в ее структуру подразделений современной поисковой и аварийно-спасательной техникой, оборудованием и снаряжением.

Минатому России совместно с Минобороны России и другими заинтересованными ведомствами ускорить разработку проекта федерального закона "Об использовании ядерно-энергетических установок военного назначения".

Госстандарту России совместно с федеральными органами исполнительной власти продолжить разработку государственных стандартов в соответствии с Программой комплексной стандартизации "Безопасность в ЧС".

2. В целях совершенствования и развития Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

МЧС России:

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации продолжить работы по развитию автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС с целью обеспечения информационного обмена с органами управления федерального и территориального уровней;

совместно с главами администраций крупных промышленных городов активизировать работы по созданию автоматизированных систем "Единых дежурно-диспетчерских служб";

продолжить проведение комплекса организационно-технических мер по развитию программно-технических средств Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций для обеспечения оценки последствий чрезвычайных ситуаций и разработки соответствующих превентивных мер;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти продолжить работы по созданию единой системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на основе современных информационных технологий;

совместно с Межведомственным научным координационным советом по проблемам гражданской обороны и предупреждению ЧС продолжить разработку и формирование при ВНИИ ГОЧС информационного банка методических документов, прошедших аттестацию на МВК по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проверить готовность учреждений наблюдения и лабораторного контроля Российской Федерации к действиям при угрозе и осуществлении террористических актов с применением опасных химических и биологических веществ;

организовать разъяснительную работу через средства массовой информации о правилах и порядке поведения населения при угрозе и осуществлении террористических актов с применением опасных химических и биологических веществ;

проработать вопрос о выделении дополнительных финансовых средств в 2002 г. на подготовку персонала и оснащение необходимым оборудованием учреждений наблюдения и лабораторного контроля для предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с применением опасных химических и биологических веществ.

МЧС России совместно с Минэнерго России разработать нормативно-правовую базу для осуществления взаимодействия ведомственных объектов функциональной подсистемы РСЧС Минэнерго России с территориальными органами по делам ГОЧС.

МЧС России совместно с Минпромнауки России, МВД России, ФСБ России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать дополнение к методическим рекомендациям по подготовке государственного доклада в части отражения работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению защиты потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения и безопасности населения от диверсионно-террористических актов.

Росавикосмосу совместно с МЧС России, Минатомом России, Минобороны России, РАН, Минздравом России, Минсвязи России, МПР России развернуть работы по созданию единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций космического характера.

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях совершенствования подсистем РСЧС, разработки новейших образцов техники и оборудования, необходимых для оснащения органов управления и сил РСЧС, полнее использовать потенциал научно-исследовательских учреждений РАН.

МПТР России, Минпечати России совместно с МЧС подготовить проведение по общероссийскому, зональному и местному телерадиовещанию телевизионных и радиопередач, а также выпуск печатной продукции в интересах гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Росгидромету:

развернуть работы по восстановлению системы наблюдения и контроля за загрязнением окружающей среды, стихийными гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями и их оснащению;

разработать единые расценки на оказание услуг по метеообеспечению для авиалесоохраны МПР России.

Росрезерву, МЧС России, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить формирование и накопление в необходимом объеме резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе гуманитарного характера.

3. В целях решения проблем предупреждения чрезвычайных ситуаций

МПР России, МЧС России, Росгидромету осуществлять постоянный контроль за развитием водохозяйственной обстановки в предпаводковый период и период прохождения весеннего половодья, а также за ходом выполнения подготовительных и экстренных противопаводковых мероприятий.

МПР России совместно с Госгортехнадзором России, Минэнерго России, Минтрансом России, Минсельхозом России, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить контроль за состоянием и эксплуатацией гидротехнических сооружений в период прохождения весеннего половодья и паводков 2002 г.

МПР России совместно с Минэнерго России, Минтрансом России, Минсельхозом России, Росгидрометом, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить рациональное регулирование режимов работы гидроузлов, а также других крупных водохранилищ комплексного назначения в весенне-летний период 2002 г. с учетом возможно минимального затопления прилегающих территорий и обеспечения интересов основных водопользователей.

Минэнерго России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Госстроем России, МПС России, Минтрансом России, РАО "ЕЭС России" и с участием нефтяных и угольных компаний обеспечить разработку, согласование и принятие графиков текущих поставок угля и мазута объектам энергетики, исходя из утвержденных балансов производства и потребления топливно-энергетических ресурсов.

Госстрою России совместно с МЧС разработать, согласовать с заинтересованными министерствами (ведомствами) и ввести в действие свод правил по оценке риска обрушения зданий и сооружений, организации и проведению мониторинга параметров, определяющих их безопасную эксплуатацию.

МЧС России совместно с Госстроем и Госгортехнадзором России разработать систему мер, направленных на создание Федерального центра безопасности зданий (сооружений), призванного осуществить деятельность по комплексному обследованию зданий (сооружений) различного назначения и их паспортизацию.

Росгидромету обеспечивать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, МПР России, МЧС России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, их территориальные подразделения оперативной информацией о прохождении весеннего половодья и летне-осенних паводков 2002 г.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить подготовку к безаварийному пропуску весеннего половодья 2002 г., уделив особое внимание организации наблюдений за развитием ледовой обстановки, возможными местами образования ледовых заторов.

Минфину России, МЧС России, МПР России:

при подготовке проекта федерального бюджета на 2003 г. предусмотреть текущие затраты на финансирование неотложных противопаводковых мероприятий;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать нормативы для оценки социально-экономических и экологических последствий чрезвычайных ситуаций по отраслям (сферам) экономики и на территориях субъектов Российской Федерации

МПР России, Минэнерго России, Минтрансу России и Госгортехнадзору России обеспечить функционирование системы надзора за безопасностью ГТС, разработку деклараций безопасности и инвентаризацию ГТС, выявлению бесхозных и аварийных объектов и принятие решений по ним.

МПР России усилить государственный пожарный надзор в лесах Российской Федерации, принять дополнительные меры к выявлению нарушителей правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.

МЧС России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации провести необходимые организационно-технические мероприятия по защите населенных пунктов и объектов экономики от лесных пожаров, оказывать содействие органам управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации в осуществлении мер по предупреждению правонарушений в лесах, а также обеспечить расследование всех случаев возникновения лесных пожаров.

МПС России, Минэнерго России, Минсвязи России, Минтрансу России обеспечить в течение пожароопасного сезона должное содержание сопредельных с лесными массивами защитных полос вдоль автомобильных и железных дорог, линий электропередач и связи, магистральных нефте- и газопроводов с целью недопущения возникновения лесных пожаров.

Минсельхозу России, МПР России с целью обеспечения противопожарной защиты и предотвращения развития чрезвычайных ситуаций в лесном фонде и природных ландшафтах Севера выделить средства на проведение авиационных работ по охране лесов и оленьих пастбищ.

Минэнерго России, РАО "ЕЭС России", топливо-снабжающим акционерным обществам топливно-энергетического комплекса:

совместно с МЧС России, Госгортехнадзором России, Госстроем России, Федеральной энергетической комиссией, ОАО "Газпром", ОАО "АК" Транснефть", ОАО "АК" Транснефтепродукт", ОАО "Сибур-Тюмень", ОАО "Якутгазпром", ОАО "Норильскгазпром" и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в 2002 г. продолжить проведение мероприятий, предусмотренных программой повышения безопасности трубопроводных систем на 2001 - 2003 гг;

совместно с Минпромнауки России рассмотреть вопрос внедрения независимого контроля качества труб нефтяного сортамента и электросварных труб большого диаметра, а также организации производства труб с заводской изоляцией на всех заводах-изготовителях труб для строительства и реконструкции трубопроводных систем, транспортирующих газ и опасные жидкости;

при заключении договоров на поставку топлива для энергетических объектов на осенне-зимний период учитывать заявленные потребности в жидком, твердом и газообразном топливе для предприятий коммунальной энергетики на данной территории;

не допускать отключения электроэнергии коммунальным предприятиям, осуществляющим услуги населению по тепло -, энерго- и водоснабжению, согласовать до начала зимы с органами управления ЖКХ на территориях перечень фидеров и объектов, бронированных от отключения.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечить концентрацию финансовых средств, получаемых в виде трансфертов из федерального центра, на отдельных счетах для содержания принятых в муниципальную собственность коммунальных объектов с тем, чтобы они были использованы на погашение задолженности коммунальным энергопредприятиям, водоканалам за полученные энергоресурсы, воду и другие коммунальные услуги; взять под особый контроль целевое использование средств, поступивших в регионы из федерального и регионального бюджетов;

принять меры по ускорению реализации региональных инвестиционных программ по строительству новых и реконструкции действующих объектов коммунальной теплоэнергетики, по сбережению топливно-энергетических ресурсов;

продолжить работы по переводу отопительных котельных на газовое (или местное) топливо, по оснащению приборами учета и регулирования потребления электроэнергии, тепла, газа и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы по применению экономически выгодных, нетрадиционных способов получения энергии.

Главгосархстройнадзору при Госстрое России и его территориальным органам усилить контроль производственной деятельности организаций, имеющих лицензии на строительство подземных сооружений на территории с плотной городской застройкой и развитой сетью подземных инженерных коммуникаций.

Главгосэкспертизе при Госстрое России и ее территориальным органам усилить взаимодействие с экспертными органами МЧС России с целью недопущения случаев выдачи сводных экспертных заключений без учета заключений государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также утверждения проектной документации без положительного заключения экспертного органа МЧС России.

Руководителям проектных организаций метростроения во исполнение требований Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" рекомендовать обеспечить своевременное проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации и декларации промышленной безопасности запроектированного сооружения в экспертной организации, имеющей лицензию Госгортехнадзора России.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации продолжить работу по своевременному декларированию безопасности промышленных объектов, лицензированию деятельности потенциально опасных производственных объектов.

Минздраву России обеспечить:

достижение охвата вакцинацией не менее 90 - 95% детей;

введение активной иммунизации против вирусного гепатита В и краснухи;

продолжение реконструкции, технического перевооружения предприятий, выпускающих детские вакцины.

4. В целях комплексного решения задач по совершенствованию мероприятий и способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Госстрою России и МЧС России:

продолжить совершенствование нормативной базы в строительстве по вопросам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций (ИТМ ГОЧС) с учетом стандартов развитых стран, включая Своды правил, детализирующих вопросы строительства в экстремальных условиях;

лицензионным органам Госстроя России ужесточить контроль за выдачей лицензий организациям на право разработки разделов "ИТМ ГОЧС" проектов строительства с целью недопущения случаев выдачи лицензий без положительного заключения МЧС России о готовности организации к осуществлению данного вида деятельности.

МЧС России:

разработать рекомендации по реконструкции систем оповещения на базе комплекса технических средств оповещения нового поколения;

организовать разработку типовых проектных решений и на их основе разработку в субъектах Российской Федерации проектов на создание (реконструкцию) территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения;

разработать и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления о реконструкции систем оповещения с определением источников финансирования;

совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить поддержание в готовности фонда защитных сооружений в зонах возможных чрезвычайных ситуаций;

совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями активизировать переподготовку и повышение квалификации руководящего состава и специалистов РСЧС в Академии гражданской защиты МЧС России.

МЧС России совместно с Минобразования России:

с целью создания единой системы обучения населения и подготовки специалистов в области защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом большого дефицита преподавателей дисциплин "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности" разрабатывать и внедрять современные информационные технологии дистанционного обучения;

активизировать совместную работу по дальнейшему развитию детско-юношеского движения "Школа безопасности";

организовывать и проводить районные, городские, региональные соревнования "Школа безопасности", а также полевые лагеря "Юный спасатель". Подготовить и провести Всероссийские соревнования "Школа безопасности"" и Всероссийский полевой лагерь "Юный спасатель";

распространить передовой опыт ВНИИ ГОЧС по подготовке населения и специалистов в области безопасности жизнедеятельности (центр "Юный эколог и спасатель", Жуковский авиационный техникум имени В.А.Козакова, МФТИ) в системе образования России.

Минздраву России, Минпромнауки России, МЧС России продолжить работы по производству и накоплению индивидуальных средств медицинской защиты населения в чрезвычайных ситуациях и специального имущества.

Минсельхозу России и МЧС России осуществить реализацию специальных агрохимических мероприятий, направленных на предотвращение сверхнормативного поступления радионуклидов в продукцию сельского хозяйства.

5. В целях комплексного и оперативного решения задач, возникающих при ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения социальной защиты различных групп пострадавшего населения от чрезвычайных ситуаций

МПР России:

в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" целесообразно предусмотреть государственный заказ на разработку и производство высокоэффективных отечественных препаратов для ликвидации загрязнений нефтью и нефтепродуктами почв, поверхностных и грунтовых вод;

особое внимание уделить решению проблемы линз нефтепродуктов, накопившихся в районе размещения складов хранения горюче-смазочных материалов, автозаправочных станций и аэродромов и представляющих серьезную проблему загрязнения почв и грунтовых вод.

МПС России:

совместно с МЧС России и Минздравом России обеспечить дежурных по железнодорожным переездам, через которые проходят маршруты перевозки опасных грузов, средствами индивидуальной защиты и медикаментами для оказания пострадавшим первой медицинской помощи;

предусмотреть проведение специальных занятий с дежурными по переездам по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями на них;

совместно с МЧС России обеспечить внедрение системы мониторинга за транспортировкой опасных грузов железнодорожным транспортом.

Росбоеприпасам совместно с МЧС России и Минобороны России и органами местного самоуправления спланировать и обеспечить мероприятия по защите населения и территорий при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах по хранению и уничтожению химического оружия.

МЧС России совместно с Минсельхозом России регулярно докладывать о складывающейся фитосанитарной обстановке и о расходовании средств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, на финансирование работ по ликвидации особо опасных вредителей сельскохозяйственных растений.

Минпромнауки России, МЧС России, МВД России, Минэнерго России, Госгортехнадзору России разработать и ввести в действие нормативный акт, регламентирующий порядок организации и деятельность аварийно-спасательных формирований химической и смежных отраслей промышленности.

Минпромнауки России совместно с Госгортехнадзором России и МЧС России продолжать работу по совершенствованию подготовки и аттестации сил и средств, обеспечивающих локализацию аварийных ситуаций на потенциально опасных объектах промышленности.

МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проработать вопрос создания системы обмена информацией, предварительного планирования ведении действий по тушению пожаров и проведению первоочередных аварийно-спасательных работ на объектах, возникновение пожаров на которых может привести к катастрофам.

Федеральным органам исполнительной власти принять действенные меры и активизировать работу по приведению деятельности ведомственной пожарной охраны в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, нормативному обеспечению деятельности ведомственной пожарной охраны, разработке нормативных документов, регламентирующих организацию ее деятельности и взаимодействия с Государственной противопожарной службой МЧС России.

Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти продолжить работы с целью оснащения робототехническими средствами аварийно-спасательных формирований.

МЧС России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации провести организационные мероприятия по развитию общественных форм оказания помощи населению в чрезвычайных ситуациях, созданию и подготовке добровольных, в том числе студенческих спасательных формирований.