Приказ Госгортехнадзора РФ от 28 мая 2001 г. N 71: "О мерах по снижению аварийности и травматизма"

Текст документа

Приказ Госгортехнадзора РФ от 28 мая 2001 г. N 71
"О мерах по снижению аварийности и травматизма"

Принятые во исполнение приказа "О повышении эффективности деятельности надзорных органов в области предупреждения аварийности и травматизма" от 12.02.2001 г. N 15 меры снизили темпы роста смертельного травматизма на подконтрольных предприятиях и организациях.

В то же время отмечается рост смертельного травматизма на объектах подъемных сооружений (+17), магистрального трубопроводного транспорта (+5), газоснабжения (+4), горнорудной промышленности (+6), на предприятиях нефтегазодобывающего комплекса (+4).

За неполных 5 месяцев текущего года на объектах подъемных сооружений произошло 57 случаев смертельного травмирования, в горнорудной промышленности - 46, угольной промышленности - 39, объектах нефтегазодобычи, геологоразведки и магистральных трубопроводов - 33.

Зарегистрировано 36 групповых несчастных случаев, в том числе: на объектах подъемных сооружений - 8, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности - 6, нефтедобычи - 5, угольной промышленности - 4. В Управлении Тюменского округа произошло 5 групповых несчастных случаев, Норильского округа - 3, Приволжского округа - 3, Западно-Уральского округа - 2, в Нижегородском управлении -3.

В мае т.г. произошло 10 случаев группового травмирования, в которых пострадало 26 человек, из них 7 погибло.

На недопустимо высоком уровне находятся показатели аварийности - на конец мая 2001 года зарегистрировано 113 аварий, что превышает показатели 2000 года на 32 %. Число аварий увеличилось на предприятиях, подконтрольным практически всем видам надзора (за исключением надзора в металлургической промышленности и в газодобыче).

Наиболее значительное увеличение аварийности произошло на объектах магистрального трубопроводного транспорта (+11), подъемных сооружений (+6), в горнорудной промышленности (+2), химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (+3), объектах газоснабжения (+2) и геологоразведки (+2).

При производстве замера уровня бензина А-80 в резервуаре РВС-2000 на складе горючесмазочных материалов базы производственного и технического обслуживания ОАО "Сургутнефтегаз" (Управление Тюменского округа), 21.05.01 произошла авария с групповым несчастным случаем (взрыв с последующим возгоранием бензина). Смертельно травмированы кладовщик и лаборант. Причина: нарушение требований безопасности при выполнении работ.

При проведении работ на строящемся 4-ом энергоблоке Хабаровской ТЭЦ-3 28 марта 2001 г. в результате разрушения подвески механизма подъема мостового крана погибло 4 человека (Управление Приамурского округа).

При эксплуатации подъемных сооружений одной из причин несчастных случаев со смертельным исходом является падение кранов вследствие несовершенства предохранительных устройств для защиты от самопроизвольного движения крана в аварийных ситуациях.

На строительстве 25-этажного жилого дома 24 июля 2001 года в городе Москве (Московское городское управление) по указанной причине произошла авария одновременно двух башенных кранов с групповым несчастным случаем, в том числе гибелью одного рабочего.

Аналогичная авария, повлекшая также гибель рабочего, произошла 22 мая 2001 года в г.Воткинск Удмуртской Республики (Управление Западно-Уральского округа).

Основными причинами аварийности и смертельного травматизма по-прежнему являются:

- отсутствие или неэффективность работы служб производственного контроля в области обеспечения технической и технологической безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов;

- принятие ошибочных решений и систематические нарушения установленных стандартов, норм и правил по безопасному ведению работ их исполнителями;

- снижение требовательности территориальных органов к руководителям подконтрольных предприятий;

- снижение качества расследования аварий и несчастных случаев.

Территориальными органами не приняты оперативные меры по устранению недостатков в надзорной и контрольной деятельности, отмеченные в приказе Госгортехнадзора России "О повышении эффективной деятельности надзорных органов в области предупреждения аварийности и травматизма" от 12.02.2001 г. N 15.

Предложенная приказом разработка комплекса безотлагательных мер по снижению аварийности и травматизма на подконтрольных объектах не привела к положительным результатам.

Аналитические материалы о состоянии аварийности и травматизма, а также предложения по комплексу мер, направленных на совершенствование надзорной деятельности, предупреждение аварийности и травматизма оказались малоэффективными.

Расследование аварий и несчастных случаев проводится на недостаточно удовлетворительном уровне, во многих случаях не вскрываются технические причины их возникновения. Мероприятия по устранению причин расследованных опасных происшествий не обеспечивают предотвращение подобных случаев в будущем.

Отмечаемый рост аварийности и смертельного травматизма, особенно случаев группового травмирования, является совершенно недопустимым.

В целях совершенствования работы органов Госгортехнадзора России по снижению на подконтрольных опасных производственных объектах аварийности и травматизма, приказываю:

1. Начальникам территориальных органов:

1.1. Дополнительно проанализировать причины роста аварийности и травматизма на подконтрольных объектах и при необходимости провести внеплановые целевые проверки предприятий и организаций с целью определения уровня противоаварийной устойчивости опасных производственных объектов и принять меры по обеспечению выполнения требований промышленной безопасности. Результаты анализа, оценку эффективности принятых мер представить для обобщения в Госгортехнадзор России в срок до 20 июня 2001 г.

1.2. Усилить контроль за работой руководителей подконтрольных предприятий и организаций по обеспечению и использованию на опасных производственных объектах средств индивидуальной защиты, приборов контроля воздушной среды, автоматики, а также повышению уровня обученности персонала, привлекаемого к выполнению опасных работ.

Предложить руководителям подконтрольных предприятий до 15.06.2001 г. детально рассмотреть причины происшедших аварий и несчастных случаев и принимаемые ими меры по их предотвращению. Отчеты руководителей заслушать на совете округов.

2. Начальникам управлений по видам надзора:

2.1. Обобщить аналитический материал территориальных органов и доложить о принятых мерах на селекторном совещании;

2.2. Подготовить предложения о депремировании руководителей территориальных органов, на подконтрольных предприятиях которых возросли аварийность и травматизм.

2.3. Обратить внимание начальников управлений и отделов Госгортехнадзора России (Управление по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями (Котельников B.C.), Управление по надзору в нефтяной и газовой промышленности (Дадонов Ю.А.), Управление по надзору в горнорудной промышленности (Ильин А.М.), Управление по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (Шаталов А.А.), Отдел газового надзора (Сорокин А.А.) на снижение требовательности к руководителям территориальных органов по уменьшению аварийности и травматизма на подконтрольных производствах.

3. Предупредить руководителей территориальных органов, на подконтрольных предприятиях которых отмечен рост аварийности и травматизма (Управления Норильского (Зеель В.В.), Приволжского (Зайнуллин Р.Х.), Верхне-Волжского (Долотцев Б.Н.) округов, Бурятского (Хышиктуев С.В.), Московского городского (Иванников И.А.), Нижегородского (Богатов Н.Д.), Самарского (Зольников Ю.Г.) управлений, что в случае отсутствия действенных мер по снижению аварийности и травматизма, к ним будут приняты соответствующие дисциплинарные меры.

Указать руководителям территориальных органов, на подконтрольных предприятиях которых отмечен рост аварийности (Башкирского управления (Габдюшев Р.И.), Дагестанской РГТИ (Харитонов А.А.), Управления Западносибирского (Обгольц А.А.) и Западно-Уральского (Кормщиков Ю.Н.) округов, Кабардино-Балкарского управления (Шахманов И.Б.), Управления Печорского округа (Добровольский И.К.), Приморского управления (Хмельницкий А.И.), Сахалинского управления (Гаврилов Н.А.), а также травматизма (Управления Иркутского (Рягузов Ю.Г.), Приамурского (Чернышев О.И.), Средне-Волжского (Соколов И.А.), Тюменского (Бушмакин Э.Д.) округов, Якутского управления (Хохлов О.И.), на необходимость принятия экстренных мер по снижению аварийности и травматизма.

В.М.Кульечев