Приказ Госгортехнадзора РФ от 17 марта 1998 г. N 54: "Об утверждении Указаний по организации и методике государственного надзора за состоянием промышленной безопасности на угольных предприятиях"

Текст документа

Приказ Госгортехнадзора РФ от 17 марта 1998 г. N 54
"Об утверждении Указаний по организации и методике государственного надзора за состоянием промышленной безопасности на угольных предприятиях"

В целях совершенствования государственного надзора за безопасностью работ на предприятиях угольной промышленности приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 01.03.98 Указания по организации и методике государственного надзора за состоянием промышленной безопасности на угольных предприятиях.

2. Начальникам территориальных органов Госгортехнадзора России организовать изучение Указаний инспекторским составом.


Начальник Госгортехнадзора России

В.Д.Лозовой

Указания
по организации и методике государственного надзора за состоянием промышленной безопасности на угольных предприятиях РФ РД 05-188-98
(утв.
приказом Госгортехнадзора РФ от 17 марта 1998 г. N 54)


Срок ввода в действие 1 марта 1998 г.

1. Общие положения

2. Организация надзорной работы на предприятиях

3. Организация работы в управлении округа и районном отделе

4. Планирование работы

5. Проверка работы управления округа, районного отдела и

инспекторского состава

6. Учет работы и ведение документации

7. Проведение обследований предприятий

8. Оперативные обследования

9. Целевое обследование

10. Комплексное обследование

11. Выдача предписаний

12. Проверка выполнения предписаний

13. Согласование планов развития горных работ

14. Техническая учеба и повышение квалификации

15. Совершенствование методов государственного надзора

Приложение. Перечень предприятий (организаций), производств,

объектов и работ в угольной промышленности, надзор за

которыми осуществляют органы Федерального горного и

промышленного надзора РФ*

1. Общие положения


1.1. Настоящие указания разработаны в соответствии с Федеральными Законами Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", "Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России", утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 34 от 18.02.93 г.


По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Указ Президента РФ N 234 от 18 февраля 1993 г.


Указания устанавливают требования к организации и порядку осуществления надзорной деятельности органами Госгортехнадзора России на подконтрольных предприятиях (объектах) угольной промышленности*(1).

1.2. Надзорная деятельность работников органов Госгортехнадзора России осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами Российской Федерации и "Положением о федеральном горном и промышленном надзоре России". Главными направлениями деятельности работника органов Госгортехнадзора России являются предупреждение аварий и производственного травматизма, контроль за обеспечением безопасных условий труда и промышленной безопасности на предприятиях.

Работник органов Госгортехнадзора России несет ответственность за своевременное и правильное осуществление возложенных на него должностных обязанностей по осуществлению государственного надзора.

В процессе обследования предприятий (объектов), проверки технической документации, анализа равматизма, аварийности и нарушений правил безопасности работники органов Госгортехнадзора России должны выявлять причины необеспечения безопасных условий труда и промышленной безопасности, принимать меры по устранению этих причин, в пределах предоставленных прав.

Работник органов Госгортехнадзора России обязан:

- осуществлять своевременный и тщательный надзор за выполнением действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации по вопросам безопасности работ, постановлений Госгортехнадзора России, правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ на поднадзорных предприятиях, производствах, объектах и в организациях, не допускать нарушений требований этих документов;

- контролировать выполнение на предприятиях мероприятий по обеспечению и улучшению безопасности работ;

- участвовать в проведении на предприятиях учебной, информационной и пропагандистской работы в области техники безопасности;

- принимать все зависящие от него меры по обеспечению выполнения нормативно правовых актов Российской Федерации по вопросам безопасности работ, постановлений Госгортехнадзора России, указаний и приказов управления округа и районного горнотехнического отдела*(2), требований правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ на предприятиях;

- предъявлять к руководителям и инженерно-техническим работникам предприятий необходимые требования, направленные на активизацию их работы по созданию безопасных условий труда и повышение персональной ответственности исполнителей за соблюдение требований правил безопасности, а также на выполнение профилактических работ по предупреждению аварий и несчастных случаев на угольных предприятиях России.

1.3. Работники территориальных органов Госгортехнадзора России должны постоянно поддерживать связь с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, информировать их о состоянии техники безопасности и вносить предложения по вопросам, относящимся к их компетенции.

1.4. Надзорная работа должна проводиться во взаимодействии с другими надзорными органами (Рострудинспекция, Пожарный надзор, Энергонадзор, прокуратура, налоговая инспекция и др.) и профсоюзными организациями.

Основными формами совместной работы с указанными организациями является обмен информацией, проведение: обследований предприятий; других мероприятий, в том числе, совещаний специалистов (ИТР) и собраний трудящихся с рассмотрением вопросов состояния техники безопасности на предприятии; дней безопасности и смотров-конкурсов по технике безопасности. Эти формы работы должны максимально использоваться для пропагандистской и разъяснительной работы среди трудящихся по вопросам техники безопасности.

В необходимых случаях к решению отдельных вопросов надзорной деятельности, могут привлекаться работники научно-исследовательских и проектных организаций, подразделений МЧС. Рекомендуется практиковать совместные обследования предприятий с работниками службы профилактики ВГСЧ.

2. Организация надзорной работы на предприятиях


2.1. По решению территориального органа Госгортехнадзора России (территориального управления округа, управления, инспекции)*(3), в зависимости от сложности поднадзорных предприятий, расположения контролируемых объектов и особенностей осуществления контрольной деятельности, могут применяться следующие формы организации государственного надзора:

- индивидуальная - индивидуальное закрепление государственного инспектора (главного государственного инспектора)*(4) за поднадзорным предприятием или группой предприятий объектов);

- групповая - осуществление надзорной деятельности инспекторами в составе группы, без индивидуального закрепления за предприятиями (п.3.2);

- комбинированная - индивидуальное закрепление инспекторов за наиболее сложными или отдаленными предприятиями (объектами) с осуществлением надзора на других предприятиях (объектах) в составе группы.

2.2. На действующих, строящихся, реконструируемых и закрываемых предприятиях угольной промышленности основной формой работы инспекторов является надзор за соответствием ведения горных и других работ проектной и технологической документации, планам развития горных работ, требованиям правил и норм по технике безопасности.

Обследования должны проводиться в различные рабочие смены, в том числе в вечернее и дневное время, в выходные дни, когда организуется работа предприятий по добыче угля, а также в дни и смены, когда осуществляются ремонтные работы.

Целесообразно проводить обследование в присутствии первого руководителя предприятия или лица его замещающего.

2.3. Работники Управления по надзору в угольной промышленности Госгортехнадзора России осуществляют обследования состояния техники безопасности на предприятиях по поручению руководства Госгортехнадзора России или Управления. С целью оценки качества и эффективности надзорной деятельности, осуществляемой в управлении округа или РГТО, такие обследования должны проводиться с участием инспектора, закрепленного за данным предприятием, начальника районного горнотехнического отдела или работников управления округа.


3. Организация работы в управлении округа и районном отделе


3.1. При индивидуальной форме организации оперативного надзора инспектор, закрепленный за предприятием, должен планировать и организовывать свою работу, исходя из конкретного состояния техники безопасности, травматизма и аварийности на предприятии. Руководители управления округа и РГТО должны предоставлять инспекторам больше самостоятельности, не перегружать их работой, нехарактерной для закрепленного предприятия или специализации.

Рекомендуется периодически (раз в пять лет) перезакреплять инспекторов за предприятиями (объектами).

Наиболее квалифицированных и опытных специалистов следует закреплять за сложными предприятиями (объектами). Специалисты, вновь поступившие на должность инспектора, могут закрепляться за предприятиями после проведения совместной двухмесячной стажировки под руководством инспектора.

При поступлении специалиста на работу инспектором не следует в течение пяти лет закреплять его за тем предприятием, на котором он работал до перехода в органы Госгортехнадзора России.

3.2. При групповой (комбинированной) форме организации оперативного надзора работа группы организуется по плану, утверждаемому начальником РГТО.

По распоряжению (приказу) начальника РГТО руководителем группы назначается наиболее квалифицированный, авторитетный специалист из числа инспекторов.

Руководитель группы обязан:

- распределять обязанности между членами группы, организовывать и проводить обследования на предприятиях;

- составлять план проверки предприятия, знакомить с ним инспекторов группы и руководителя предприятия;

- контролировать выполнение обследований установленных маршрутов и вести учет работы инспекторов;

- участвовать в обследовании предприятия и сообщать результаты проверки.

Обязанности руководителя группы должны быть отражены в его должностной инструкции.

Рекомендуется определить специализацию среди инспекторов, входящих в состав группы, по основным вопросам техники безопасности: очистные работы, подземный транспорт, противоаварийная готовность предприятия, проветривание и пылегазовый режим и т.д. Специализаций инспекторов, входящих в состав группы, определяется начальником РГТО. Обязанности инспекторов по их специализации приведены в п.3.3.

По решению руководства управления округа может быть введено кураторство инспекторов группы за предприятиями.

3.3. Решением начальника управления округа, исходя из особенностей поднадзорных предприятий, в РГТО создается группа инспекторов-специалистов (электромеханик, маркшейдерский специалист по пылегазовому режиму и проветриванию, по взрывным работам, по противопожарной защите и др.). К работе такой группы могут привлекаться соответствующие специалисты управления округа.

По своей специализации инспектор обязан:

- изучать специальную техническую литературу, информацию о результатах прогрессивных научно-исследовательских работ и нормативные документы;

- обобщать состояние дел по специализации на предприятиях, поднадзорных РГТО;

- анализировать причины аварий, несчастных случаев, выявленных нарушений Правил безопасности по вопросам специализации;

- контролировать выполнение предписаний районного горнотехнического отдела и управления округа;

- оценивать деятельность руководителей и специалистов предприятий по вопросам технике безопасности;

- готовить предложения, справки, письма и отчеты;

- взаимодействовать со средствами массовой информации, выступать с лекциями и беседами по вопросам состояния техники безопасности на предприятиях.

Инспектор-специалист должен оказывать методическую помощь инспекторам РГТО в пределах своей специализации. Обязанности инспектора по вопросам специализации вносятся в его должностную инструкцию

При назначении на должности инспекторов-специалистов следует учитывать их специальность, квалификацию и опыт работы.

Инспектора-специалисты принимают участие в проведении комплексных и целевых обследований предприятий, а также возглавляют целевые проверки, проводимые по вопросам их специализации. На проведение комплексных и целевых обследований инспектора-специалисты должны затрачивать не менее половины своего рабочего времени.

3.4. При наличии в РГТО двух и более инспекторов-электромехаников, одни из них распоряжением начальника РГТО назначается старшим. Между ними должно быть произведено распределение обязанностей по вопросам специализации в электромеханическом хозяйстве предприятий.

3.5. Инспектор-маркшейдер участвует в комплексных и целевых обследованиях, осуществленный надзор за состоянием на предприятиях всех видов маркшейдерских работ, связанных с безопасной и рациональной разработкой месторождений и охраной недр, а также осуществляет методическое руководство работой прикрепленных к предприятиям инспекторов в вопросах, касающихся его компетенции.

3.6. Инспектор, на которого в РГТО возложен надзор по вопросам хранения, использования и учета взрывчатых материалов, производит контроль за выполнением требований по безопасному ведению взрывных работ, сохранности ВМ и осуществлением мер по предупреждению аварий, производственных травм при взрывных работах и обращении со взрывчатыми веществами и средствами взрывания. Он по своей специализации осуществляет методическое руководство работой прикрепленных к предприятиям инспекторов РГТО.

3.7. В РГТО на время проведения комплексных и целевых проверок создаются группы инспекторов. Группа, должна состоять из начальника РГТО или его заместителя, 3-4 инспекторов по специализации (электромеханик, маркшейдер, очистные работы, проветривание и пылегазовой режим, взрывные работы и пр.).

3.8. При РГТО и управлении округа могут создаваться группы внештатных инспекторов из числа наиболее опытных и авторитетных рабочих и специалистов предприятий.

3.9. Работники управления округа и РГТО должны оказывать конкретную практическую и методическую помощь инспекторам, посещать с ними места ведения горных работ и проверять техническую документацию, помогать им в устранении недостатков в надзорной работе и в более полном выявлении нарушений техники безопасности на предприятии.

3.10. Управление округа и РГТО должны осуществлять взаимодействие со средствами массовой информации (печать, радио, телевидение) с целью информирования населения о состоянии промышленной безопасности на предприятиях, формирования общественной нетерпимости к фактам необеспечения безопасных условий труда, освещения своей надзорной деятельности. Координация мероприятий по взаимодействию со средствами массовой информации возлагается на руководство управления округа.


4. Планирование работы


4.1. Очередной годовой план работы управления округа составляется с указанием исполнителей и сроков выполнения работ по кварталам. В необходимых случаях, исходя из сложившегося положения с состоянием техники безопасности на предприятиях, указаний Госгортехнадзора России, в план работы вносятся изменения и дополнения.

В годовые планы в обязательном порядке должны включаться:

- мероприятия, предусмотренные планом работы Госгортехнадзора России;

- проверки выполнения приказов и постановлений Госгортехнадзора России;

- анализ состояния работы по подбору и расстановке кадров, повышению их квалификации, формированию резерва;

- комплексные и целевые обследования состояния техники безопасности на предприятия, которые будут возглавляться руководящими работниками управления округа;

- анализ состояния техники безопасности, производственного травматизма, аварийности, надзорной работы и разработка мер по устранению имеющихся недостатков;

- отчеты руководителей предприятий (организаций);

- участие в мероприятиях, проводимых совместно с другими организациями по вопросам обеспечения и улучшения безопасности работ;

- проверки работы районных горнотехнических отделов и отделов управления округа, возглавляемые руководящими работниками управления округа;

- проведение семинаров и технической учебы, руководителей РГТО и инспекторов.

4.2. Планы работы отделов управления округа составляются на год и квартал не позднее, чем за 20 дней до начала планируемого периода, и утверждаются руководством управления округа. В них должны включаться:

- мероприятия, предусмотренные планом Госгортехнадзора России и управления округа, а также работы, выполняемые непосредственно работниками отдела;

- анализ укомплектованности штатов работниками соответствующей специальности и квалификации;

- анализ состояния техники безопасности, причин травматизма и аварийности, разработка мероприятий по их предупреждению;

- анализ надзорной работы, осуществляемой РГТО;

- проведение и участие в комплексных и целевых обследованиях предприятий;

- проверки работы районных горнотехнических отделов и инспекторов;

- техническая учеба.

4.3. РГТО до 15 декабря составляет годовой план работы на год, утверждаемый руководителем управления округа, а за 15 дней до начала квартала разрабатывает план работы на квартал, который утверждается начальником районного отдела.

В годовые и квартальные планы работы районного отдела должны включаться:

- мероприятия, предусмотренные планом работы управления округа, касающиеся данного районного отдела;

- график проведения комплексных и целевых обследований предприятий и объектов;

- анализ состояния техники безопасности, травматизма и аварийности и разработка предписаний по их предупреждению;

- анализ надзорной работы инспекторского состава;

- проверки выполнения приказов и других решений управления округа;

- заслушивание в районном отделе сообщений руководителей предприятий по обеспечению безопасности условий труда;

- проверки работы инспекторов;

- техническая учеба инспекторов;

- совместные с другими организациями мероприятия по обеспечению и улучшению безопасности работ.

4.4. Инспекторский состав осуществляет работу на основе личных месячных и перспективных годовых планов, утверждаемых начальником РГТО.

Месячный план работы инспектора составляется на основе квартального плана работы РГТО (отдела), а также графика обследований предприятий и объектов, с учетом состояния техники безопасности, травматизма и аварийности, решения перспективных вопросов улучшение безопасности работ, нормативов обследований предприятий (объектов).

С целью повышения эффективности надзорной деятельности, инспектор должен раз в полгода проводить анализ несчастных случаев и аварий, своих предписаний и на его основе вносить измерения в личный план работы. При необходимости, по результатам такого анализа инспектор выдает руководителю предприятия предписание, в котором приводится обобщенная информация о состоянии техники безопасности на предприятия, причинах имевших место аварийных и несчастных случаев, о выполнении мероприятий по их недопущению, выводы об эффективности работы системы управления безопасностью труда на предприятии, а также предложения по предупреждению случаев аварийности и травматизма.

Основной частью месячного плана работы инспектора должны являться оперативные обследования предприятий. В месячный план должны включаться работы и мероприятия, определяемые специализацией инспектора, а также:

- работы, предусмотренные квартальным планом РГТО;

- вопросы, вытекающие из анализа причин травматизма, аварийности и конкретной обстановки на предприятии;

- надзор за строящимися и реконструируемыми предприятиями (объектами);

- проверка эффективности осуществляемых профилактических мероприятий на предприятиях, а также организации профилактической работы и управления безопасностью труда. Как правило, такие проверки должны осуществляться систематически, при всех видах обследований предприятий;

- контроль за выполнением выданных предписаний и осуществлением мероприятий по по улучшению состояния техники безопасности, в том числе предложенных комиссиями по рассмотрению аварий, несчастных случаев и утрат ВМ (как правило, выполнение предписаний проверяется при очередных оперативных обследованиях),

- приемка объектов в эксплуатацию;

- составление отчетов, справок и другой документации;

- техническая учеба.

Перспективный план работы инспектора на год должен включать в себя проблемные вопросы, требующие решения на предприятии для существенного повышения безопасности работы. По каждому такому вопросу в плане указываются предполагаемые технические (технологические, организационные) пути его решения предприятием, а также основные направления работы инспектора по контролю за выполнением соответствующих работ и мероприятий.

Вопросы для включения в перспективный годовой план рекомендуется определять по результатам рассмотрения годового плана развития горных работ на предприятии, а также исходя из результатов анализа аварийности и травматизма, требований нормативных документов, постановлений Госгортехнадзора России и указаний управления округа по вопросам безопасности работ на предприятиях. Такими вопросами в том числе могут быть: внедрение более совершенных и безопасных технологий, машин и оборудования, осуществление крупных мероприятий по повышению безопасности при ведении горных и взрывных работ, транспортировке людей и грузов, и пр. В перспективный годовой работы план инспектора рекомендуется включать не более двух-трех вопросов.

4.5. В планах работы инспекторов-электромехаников РГТО рекомендуется предусматривать в том числе:

- контроль за выполнением постановлений Госгортехнадзора России, указаний управления округа и РГТО в части повышения безопасности электромеханического хозяйства предприятий;

- проверку работы электромеханических служб предприятий по созданию безопасных условий труда при эксплуатации оборудования;

- изучение нового горношахтного оборудования и условий безопасности при эксплуатации машин, механизмов и электрооборудования, выявление конструктивных недостатков и своевременную подготовку предложений по их устранению;

- надзор за соблюдением установленного порядка допуска к эксплуатации электромеханического оборудования, к которому предъявляются повышенные требования по технике безопасности, а также за проведением промышленных испытаний новой техники;

- контроль качества ремонта взрывобезопасного электрооборудования и аппаратуры АГЗ на ремонтных заводах и в ЦЭММ;

- надзор за соблюдением требований правил безопасности при производстве ремонтных и монтажно-демонтажных работ;

- контроль выполнения мероприятий, предложенных комиссиями по результатам расследования и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электромеханического оборудования;

- проведение по согласованию с руководителями предприятий совещаний с работниками электромеханических служб предприятий по вопросам техники безопасности;

- контроль за своевременностью и качеством проведения ревизий и наладок стационарного оборудования и АКМ;

- участие в приемке в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и объекта;

- проверку по указанию управления округа на заводах-изготовителях соответствия изготавливаемого горношахтного оборудования требованиям нормативных документов по технике безопасности, а также наличия разрешительной документации на выпускаемые изделия;

- учет, обобщение и анализ причин аварий и несчастных случаев, происшедших при эксплуатации электромеханического хозяйства.

4.6. В месячные планы инспектора-специалиста по пылегазовому режиму и проветриванию рекомендуется, включать проверки, в том числе:

- организации работы на предприятиях участков ВТБ (порядок ведения документации, маршрутный контроль нарядная система, отчетность, принятие мер по устранению выявленных нарушений);

- организации работы группы АГЗ (маршрутный контроль за работоспособностью датчиков автоматического контроля метана, ежесуточный и ежемесячный контроль);

- организации работы оператора АГЗ (ведение документации, работа аппаратуры ТУ-ТС "Ветер";

- правильности выполнения расчетов потребного количества воздуха для проветривания шахты в целом, очистных и подготовительных выработок и других подземных объектов.

- правильности определения устойчивости и трудности проветривания, распределение шахт по группам, в зависимости от состояния вентиляции;

- выполнения мероприятий по улучшению состояния проветривания.

4.7. Месячные планы работы инспектора-маркшейдера утверждаются начальником РГТО при необходимости (в зависимости от структуры отдела) согласовываются с начальником РГТО (районного отдела) по охране недр и маркшейдерскому надзору или главным маркшейдером управления округа.

В план работы инспектора-маркшейдера РГТО рекомендуется включать в том числе:

- участие в рассмотрении и согласовании планов развития горных работ и нормативов потерь правильности застройки шахтных полей и свободных участков месторождений, подготовке предложений, справок, заключений по списанию запасов, информационных писем и отчетов РГТО по вопросам маркшейдерского контроля и охраны недр;

- учет, обобщение и анализ причин аварий и несчастных случаев, происшедших в результате нарушений правил, норм и инструкций по маркшейдерским работам;

- проверку своевременности и правильности установления границ безопасного ведения горных работ, выполнения работ по ликвидации и консервации угледобывающих предприятий и отдельных участков в части обеспечения безопасности и охраны недр;

- контроль за ведением учета опасных зон и выполнением мероприятий по предотвращению внезапных прорывов воды, плывунов, глины, вредных газов в действующие горные выработки;

- надзор за своевременным и правильным проведением мероприятий по охране подземных и поверхностных сооружений и природных объектов от вредного влияния горных работ;

- надзор за эксплуатацией породных отвалов и гидротехнических сооружений, связанных с маркшейдерским обслуживанием;

- проверку внедрения новых маркшейдерских приборов и инструментов, а также методов ведения маркшейдерских работ;

- контроль за составлением и ведением полевой, вычислительной, графической и учетной маркшейдерской и геологической документации и ее соответствием требованиям действующих инструкций;

- проверку соответствия фактического состояния горных работ и полноты извлечения, запасов угля утвержденным проектам и планам развития горных работ, а также нормативам потерь;

- проверку правильности маркшейдерских данных о форме и элементах залегания пластов и их соответствия данным геологической службы предприятия (контуры, мощности, угла падения пластов, тектонические нарушения и т.п.), а также правильности учета движения запасов, определения потерь угля при добыче, в том числе сверхнормативных потерь;

- проверку вопросов, вытекающих из Методических указаний по осуществлению государственного надзора за использованием и охраной недр.

4.8. В месячных планах работы инспектора-взрывника РГТО рекомендуется, в том числе, предусматривать:

- контроль за выполнением постановлений Госгортехнадзора России, приказов и указаний управления округа по вопросам взрывного дела, обеспечения сохранности ВМ;

- надзор за своевременный разработкой и выполнением режима производства взрывных работ;

- надзор за соблюдением правил хранения, использования и учета ВМ, приборов взрывания, зарядных машин и других средств механизации взрывных работ;

- учет, обобщение данных об авариях и несчастных случаях, связанных со взрывными работами, случаях хищений, разбрасываний и утрат взрывчатых материалов, анализ причин этих случаев, разработку соответствующих профилактических мер;

- подготовку предложений предприятиям и организациям по дополнению ежегодно обновляемых мероприятий по совершенствованию взрывного дела и обеспечению сохранности ВМ, а также за согласование таких мероприятий;

- контроль за учетом предприятиями и организациями случаев хищений, разбрасываний и потерь ВМ, а также за наличием ответов органов прокуратуры о результатах рассмотрения материалов расследования утрат ВМ;

- подготовку материалов по вопросам выдачи разрешений на право производства взрывных работ, свидетельств на приобретение ВМ;

- надзор за установлением границ безопасного ведения взрывных работ;

- надзор за проведением, в установленном порядке, промышленных испытаний взрывчатых материалов, применением средств механизации взрывных работ, упаковок для ВМ, а также контрольно-измерительными приборами и приборами взрывания, используемых для проведения взрывных работ;

- проверку проектов механизации взрывных работ и строительства складов ВМ, а также, при необходимости, проектов проведения массовых взрывов;

- контроль за наличием у руководящих и инженерно-технических работников, а также персонала для производства взрывных работ документов, дающих право руководства такими работами и их выполнения;

- контроль за соблюдением специальных требований, установленных для принимаемых на работу лиц, связанных с хранением, использованием и учетом;

- контроль за обеспечением исправности и проведением ремонтов зарядных машин, приборов взрывания и других средств механизации взрывных работ;

- контроль за осуществлением мероприятий по борьбе с газом и пылью при ведении взрывных работ;

- участие в решении вопросов о приемке в эксплуатацию складов и других объектов, предназначенных для хранения ВМ;

- участие в работе комиссий по проверке знаний руководителей и исполнителей взрывных работ требований Единых правил безопасности при взрывных работах*(5) и других нормативных документов по вопросам взрывного дела и обеспечения сохранности ВМ;

- подготовку информационных писем органам исполнительной власти (местного самоуправления) города или района о состоянии взрывного дела и об обеспечении сохранности ВМ и ходе выполнения предприятиями и организациями соответствующих мероприятий, разработанных во исполнение решений федеральных органов исполнительной власти.

4.9. В планах работы РГТО и инспекторов должен предусматриваться 15 - 20% резерв рабочего времени для проведения внеплановых работ, расследования аварий и несчастных случаев, участия в работе комиссий, составления справок, выполнения анализа, работы по специализации и т.д.

При составлении месячных планов работы следует руководствоваться следующими нормативами подземных обследований. Для инспектора количество подземных обследований в месяц должно составлять не менее 10-13 раз (из них не менее 25% - в вечерние и ночные смены), для инспектора-электромеханика и специалиста по взрывным работам - не менее 10 раз, для начальника РГТО - не менее 8 раз. Если инспектор закрепляется одновременно за разными предприятиями (шахтами, разрезами, обогатительными фабриками и т.д.), то норматив подземных обследований устанавливается для него начальником управления округа. Для инспектора-маркшейдера норматив подземных обследований устанавливается начальником управления округа с учетом соотношения количества проверок по вопросам техники безопасности и по охране недр.

Продолжительность одного подземного обследования должна в среднем за месяц составлять не менее четырех часов.

5. Проверка работы управления округа, районного отдела и инспекторского состава


5.1. В целях повышения эффективности и устранения недостатков надзорной деятельности работа управления округа, районных отделов и инспекторов должна периодически проверяться.

Проверка работы управления округа, осуществляющего надзор за предприятиями угольной промышленности, проводится по плану Госгортехнадзора России не реже одного раза в пять лет и возглавляется заместителем Начальника Госгортехнадзора России или начальником управления Госгортехнадзора России. Результаты проверки оформляются справкой и обсуждаются на заседании Коллегии. При необходимости по результатам проверки управления округа издается приказ Госгортехнадзора России.

5.2. Проверка работы РГТО производится не реже одного раза в два года группой специалистов, возглавляемой одним из руководителей управления округа. Такую проверку целесообразно совмещать с проведением планового комплексного обследования одного из предприятий с целью более полной оценки действенности контроля, осуществляемого РГТО. По решению начальника управления округа могут проводиться внеочередные проверки работы РГТО.

Проверка работы РГТО по осуществлению государственного надзора на предприятиях угольной промышленности может быть совмещена с проверками по другим видам надзора.

При проверке работы РГТО необходимо оценить:

- порядок ведения документации;

- изменение отчетных показателей в сравнении с аналогичными за предыдущий период;

- ход выполнения постановлений, приказов и указаний Госгортехнадзора России, приказов и распоряжений управления округа;

- качество планирования работы РГТО с учетом результатов анализа травматизма и состояния техники безопасности на предприятиях, отражение в планах вопросов, предусмотренных планами работы Госгортехнадзором России и управления округа;

- своевременность выполнения запланированных работ и обследований предприятий (в случаях невыполнения - причины переноса работы на последующий период);

- качество выдаваемых предписаний по результатам комплексных и целевых обследований предприятий, с точки зрения полноты охвата вопросов техники безопасности и инженерного уровня осуществления таких проверок;

- эффективность контроля за выполнением выдаваемых предписаний, порядок осуществления контроля (личные проверки или отметки о выполнении предписаний по уведомлениям), проверяемость выявления аналогичных нарушений правил безопасности;

- соответствие фактического количества обследований и посещений инспекторами предприятий установленным нормам;

- качество проведения ежегодной проверки работы инспекторов, а также качество таких проверок и эффективность принимаемых мер по улучшению их работы, порядок заслушивания отчетов инспекторов и оформления материалов по результатам проверок (изучаются справки, замечания, протоколы совещаний, распоряжения по районному отделу и др.);

- качество анализа состояния техники безопасности, производственного травматизма и аварийности и действенность принимаемых РГТО мер по улучшению ситуации на предприятии;

- принципиальность и требовательность руководства РГТО и инспекторского состава при осуществлении государственного надзора за соблюдением требований правил безопасности на предприятиях и проведением профилактической работы по предупреждению аварийности и травматизма;

- полноту использования предоставленных прав на приостановку работ, ведущихся в опасных условиях, привлечение к ответственности лиц, допускающих нарушения правил безопасности или невыполнение предписаний работников госгортехнадзора, применение санкций при нарушений условий действия лицензий Госгортехнадзора России;

- порядок приостановки работ и выдачи разрешений на их возобновление;

- действенность мер, принимаемых РГТО и инспекторами, по повышению эффективности системы управления промышленной безопасности на предприятиях;

- взаимодействие и проведение совместных работ с другими надзорными органами и и (Рострудинспекция, Энергонадзор, служба профилактики ВГСЧ, пожарный надзор и т.д.), качество и своевременность информирования региональных органов исполнительной власти города (района) о состоянии техники безопасности, производственного травматизма, аварийности и роли руководителей предприятий в проведении профилактической работы;

- практику заслушивания в РГТО руководителей предприятий по вопросам обеспечения безопасных условий труда, где имеет место неудовлетворительное состояние техники безопасности или имеются случаи невыполнения выданных работниками госгортехнадзора предписаний;

- качество планирования и проведения технической учебы инспекторского состава, с учетом выбора тематики, необходимой по содержанию надзорной деятельности, и изучения основных вопросов техники безопасности;

- использование печати, радио и других средств массовой информации для информирования общественности о состоянии промышленной безопасности на предприятиях и освещения работы РГТО;

- обеспеченность инспекторского состава нормативно-технической и методической документацией.

В процессе проверки следует ознакомиться с замечаниями, которые были сделаны в предыдущей проверке и оценить действенность мер по выполнению предложений, направленных на улучшение работы РГТО.

При проверке РГТО должна проверяться работа отдельных инспекторов (п.5.3).

В ходе проверки работы РГТО наряду с недостатками должен выделяться и положительный опыт.

Результаты проверки оформляются справкой, рассматриваются на заседании совета управления округа и оформляются протоколом или приказом с конкретными предложениями по улучшению надзорной работы.

5.3. Работа инспекторов проверяется не реже одного раза в год начальником РГТО (его заместителем). По решению начальника управления округа, при стаже работы инспектора более пяти лет, а также с учетом особенностей (местоположения, условий ведения работ) предприятий и местонахождения инспектора, периодичность проверки его работы может быть установлена не реже одного раза в два года. Проверка работы инспекторов, входящих в состав отделов отделов округа, осуществляется начальником отдела.

Кроме вопросов, изложенных в п.5.2 (за исключением относящихся к компетенции РГТО) при проверке работы инспектора следует оценить:

- полноту охвата его предписаниями вопросов техники безопасности (при изучении выдаваемых предписаний);

- качество проводимых проверок и обоснованности принимаемых мер и требований путем проведения одного-двух совместных обследования);

- правильность ведения учетной документации;

- полноту осуществления контроля за реализацией постановлений Госгортехнадзора России, приказов и указаний управления округа;

- фактическое выполнение месячных и годовых перспективных планов работы инспектора;

- качество осуществляемого контроля за выполнением условий действия лицензий Госгортехнадзора России на предприятиях.

В ходе проверки работы инспектора наряду с недостатками должен выделяться и положительный опыт.

Результаты проверки оформляются справкой с предложениями и обсуждаются в РГТО или на совете управления округа. При необходимости по результатам проверки работы инспектора издается распоряжение по РГТО или приказ по управлению округа.

6. Учет работы ведение документации


6.1. В РГТО должна быть в наличии следующая документация:

1. Положение об районном отделе, разработанное на основании Типового положения.

2. Должностные инструкции каждого работника РГТО.

3. Перечень подконтрольных предприятий, организаций и объектов.

4. Распоряжение начальника РГТО по распределению объектов надзора и определению норматива обследований для каждого инспектора.

5. Планы работы РГТО (годовой и квартальный) и инспекторов (месячные и перспективные годовые).

6. Графики проведения комплексных и оперативных обследований предприятий.

7. План проверки работы инспекторов.

8. План и журнал технической учебы.

9. Копии (выписки) решений вышестоящих органов госгортехнадзора, исполнение которые находятся на контроле.

10. Копии актов-предписаний и обобщенных предписаний, выданных при проведении комплексных и целевых обследований предприятий.

11. Акты расследования аварий и несчастных случаев на предприятиях, происшедших за последние 5 лет.

12. Справка о последней проверке работы РГТО, копия протокола заседания совета управления округа или приказа управления округа.

13. Справки о проверке работы инспекторов.

6.2. Каждый инспектор должен вести следующую документацию:

1. Ежемесячные планы работы (приводятся в личном дневнике инспектора) и годовой график обследований предприятий, утвержденный начальником РГТО.

2. Личный дневник работы инспектора по форме, утвержденной Госгортехнадзором России.

В дневнике должны ежедневно отражаться все работы, выполненные инспектором: обследования предприятий; их продолжительность, принятые меры по результатам проверки (предписание, приостановка, предложения о наложении штрафа или отстранении от работы и пр.); составление справок; выполнение анализа травматизма, аварийности и состояния техники безопасности на предприятии; участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев, аварий, по приемке участков и объектов в эксплуатацию, в собраниях трудящихся предприятия по вопросам безопасности, техническая учеба и самостоятельная работа по повышению инженерного уровня и пр.

3. Маршрутный план обследования предприятия.

4. Уведомления, переданные руководством предприятия, об устранении выявленных нарушений требований правил безопасности.


7. Проведение обследований предприятий


7.1. В практике надзорной работы применяются три вида обследований:

- оперативное - проводится по плану инспектора или РГТО;

- целевое - проводится по различным вопросам не реже 4-х раз в год по плану РГТО или управления округа,

- комплексное - проводится на каждом предприятии не реже одного раза в два года по графику, утвержденному управлением округа.

Оперативное и целевое обследования могут проводиться без предварительного предупреждения руководителей и специалистов предприятий (внезапная проверка) или с предварительным извещением.

На предприятии, где произошел несчастный случай со смертельным исходом или авария, последствия которой могли вызвать гибель людей, силами управления округа или РГТО проводится внеочередное комплексное или целевое обследование состояния техники безопасности. Если в ходе такого обследования будут вскрыты грубые нарушения правил и норм техники безопасности, возобновление работы участка, объекта или предприятия в целом производится после комиссионной проверки состояния техники безопасности в порядке, предусмотренном для объектов, вновь вводимых в эксплуатацию (§8 "Правил безопасности в угольных шахтах"*(6).

См. Правила безопасности в угольных шахтах, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 июня 2003 г. N 50


Для более детального изучения отдельных потенциально опасных производственных процессов и операций может вводиться непрерывный (в течение суток и более) надзор. В этом случае организуется ежесменное обследование инспекторами соответствующих участков и объектов.

7.2. Перед проверкой по намеченному маршруту инспектор (другой работник органов Госгортехнадзора России), в зависимости от задачи обследования, должен ознакомиться с:

- имеющимися на предприятии лицензиями органов Госгортехнадзора России и декларацией промышленной безопасности;

- действующей технической и проектной документацией;

- утвержденными мероприятиями по улучшению состояния техники безопасности;

- книгами инструктажа и выдачи нарядов, документацией по ознакомлению трудящихся с технической документацией;

- предыдущими предписаниями, касающихся намеченного к обследованию участка;

- замечаниями и распоряжениями работников ВГСЧ и лиц, ответственных за состояние техники безопасности на этом маршруте.

7.3. При следовании по маршруту инспектор должен выявлять все имеющиеся нарушения правил, норм и инструкций по технике безопасности и давать указания об их устранении, проверять выполнение на местах работ ранее выданных предписаний.

При обследовании инспектор должен проверять знания требований правил безопасности, инструкций по безопасности труда по профессии, паспортов крепления, БВР и другой технической документации у инженерно-технических работников и рабочих.

7.4. В случае выявления нарушений, которые создают угрозу для жизни людей или могут привести к возникновению аварии, проверяющий обязан произвести приостановку работ, принять меры к выводу людей в безопасное место, опломбировать аппараты (агрегаты) и объяснить работающим причины своих действий. Пломба устанавливается на таком аппарате, агрегате, машине и т.д., чтобы технологический процесс не мог продолжаться, но работы по ликвидации установленных нарушений могли проводиться. В этом случае в предписании, выдаваемом по результатам проверки, указывается аппарат, механизм, агрегат на который установлена пломба. Учету подлежат приостановки работ продолжительностью более смены.

Если проверяющий находит, что выявленное нарушение не представляет серьезной угрозы для жизни и здоровья людей и может быть устранено в процессе ведения работы участка (предприятия, оборудования), то он должен установить срок устранения нарушения и потребовать от руководителей предприятия разработки и применения дополнительных мер по безопасности работ.

7.5. Пуск в работу приостановленных объектов производится, как правило, инспектором после получения им информации об устранении нарушений. При комплексном или целевом обследовании пуск в работу приостановленных объектов производится руководителем группы после представления директором предприятия или лицом, исполняющим его обязанности, информации (уведомления) об устранении выявленных нарушений.

Достоверность информации (уведомления) должна провериться на месте до возобновления работ или в процессе последующих обследований лицом, приостановившим работы, или по его поручению другим работником госгортехнадзора или предприятия.

В случае если при проверке выяснится, что нарушения, послужившие причиной приостановления, не устранены (ложная информация или уведомление), разрешение на возобновление работ не выдается. Возобновление работ в таких случаях может производиться только по письменному разрешению начальника РГТО или руководства управления округа после предварительной комиссионной проверки объекта. Если ложность информации (уведомления) будет установлена после выдачи разрешения на пуск субъекта, инспектор должен повторно запретить ведение работ.

Обо всех случаях получения ложной информации (уведомления) инспектор (другое должностное лицо Госгортехнадзора России) должен в установленном порядке потребовать привлечения к ответственности лица, представившего такую информацию, вплоть до освобождения от занимаемой должности или лишения права руководства работами.

7.6. В период забастовок и акций протеста на предприятиях инспектор, в первую очередь, должен проводить обследования объектов (участков) предприятия, обеспечивающих его жизнедеятельность и безопасность, уделяя особое внимание газовой обстановке и проветриванию горных выработок, состоянию запасных выходов, выявлению аварийных и предаварийных ситуаций. По результатам таких обследований инспектор в установленном порядке выдает предписание руководителям предприятия и вносит соответствующие предложения профсоюзным (забастовочным) комитетам.


8. Оперативные обследования


8.1. Оперативное обследование является основной формой надзора за безопасностью работы на предприятии (объекте).

При оперативном обследовании должны проверяться все вопросы состояния техники безопасности по намеченному маршруту.

Оперативное обследование может быть плановым или внезапным, когда руководители предприятия заранее не ставятся в известность о намечаемой проверке.

8.2. Как правило, при обследовании лично проверяющий или по его требованию работник предприятия выполняют необходимые контрольные анализы и замеры, а также испытания приспособлений и устройств, предназначенных для обеспечения безопасности (испытание противоожарного трубопровода, проверка работоспособности блокировочных устройств, эффективности торможения транспортных и подъемных средств и т.п.). Рекомендуется привлекать к проведению обследований внештатных инспекторов.

8.3. При оперативных обследованиях необходимо проверять:

- выполнение ранее выданных предписаний, касающихся обследуемого объекта или маршрута отдельных пунктов мероприятий по технике безопасности, относящихся к обследуемому маршруту;

- правильность учета и расследования несчастных случаев и аварий, выполнения мероприятий, предложенных комиссиями по результатам их расследования;

- наличие и состояние проектной и технологической документации по объектам, обследования по намеченному маршруту;

- выполнение мероприятий по технике безопасности при проведении ремонтных работ;

- выполнение должностных инструкций и личных планов работы по технике безопасности инженерно-технических работников предприятия;

- выполнение условий условий действия лицензий Госгортехнадзора России и достоверность информации, приведенной в декларации промышленной безопасности производственного объекта.

9. Целевое обследование


9.1. Целевые обследования проводятся по планам, утвержденным в соответствующем порядке, для углубленного изучения отдельных вопросов техники безопасности. Целевые обследования планируются на основании результатов анализа выявленных нарушений правил безопасности, производственного травматизма и аварийности, а также указаний Госгортехнадзора России или управления округа. В планах указывается время обследования, состав группы, цель обследования и ответственный руководитель. В отдельных случаях управление округа может проводить внеочередные целевые проверки на предприятиях.

Проведение целевого обследования не должно исключать выявления нарушений и по другим вопросам техники безопасности.

9.2. Целевое обследование проводится группой инспекторов с участием соответствующих специалистов, и как правило, под руководством начальника РГТО, его заместителя или работников управления округа.

9.3. При целевых обследованиях, в том числе, должны проверяться и оцениваться:

- соответствие ведения работ проектной и технологической документации;

- фактическое соответствие работ требованиям правил и норм по технике безопасности;

- выполнение актов комплексных и целевых обследований;

- эффективность функционирования на предприятии системы управления промышленной безопасностью;

- организация обучения и инструктажа рабочих;

- выполнение мероприятий комплексного плана по технике безопасности;

- полнота и качество выполнения мероприятий, предложенных комиссиями по расследованию несчастных случаев и аварий;

- вопросы охраны недр (если это вытекает из задач проверки);

- выполнение условий действия лицензий Госгортехнадзора России и достоверность информации, приведенной в декларации промышленной безопасности производственного объекта;

9.4. Целевая проверка проводится по методике, разрабатываемой Госгортехнадзором России, управлением округа или РГТО в зависимости от того, какой из этих органов организует проверку.

Целевое обследование на предприятии, как правило, не должно превышать 2-3 дней.

Перед началом целевого обследования в РГТО или в управлении округа проводится инструктаж инспекторов, на котором изучается подлежащий проверке вопрос техники безопасности, ставятся задачи и указываются цели проверки.

По окончании обследования на имя первого руководителя предприятия выдается обобщенное предписание (п.11.2) или акт-предписание (п.11.3) за подписью лица, руководящего проверкой.

10. Комплексное обследование


10.1. Комплексное обследование предприятия проводится комиссией, состоящей из работников управления округа, РГТО, как правило, с привлечением по согласованию специалистов угледобывающего угольной организации, работников Рострудинспекции, профсоюзов и ВГСЧ. Задачей обследования является детальная проверка состояния техники безопасности, а также организации работы на предприятии по обеспечению безопасных условий труда, соблюдению положений системы управления промышленной безопасностью.

В процессе комплексного обследования особое внимание должно уделяться выявлению наиболее сложных проблем и вопросов обеспечения безопасности работ.

Комплексное обследование организуется как система целевых проверок, проводимых одновременно по предприятию в целом.

10.2. Рекомендуемая продолжительность комплексного обследования - не более 10-ти дней, и определяется в зависимости от сложности предприятия и состояния техники безопасности на нем. Комплексное обследование может возглавлять: начальник управления округа, главный инженер, заместитель начальника управления округа, начальник отдела или начальник РГТО. Начальник и главный инженер управления округа должны возглавлять комплексные обследования угледобывающих предприятий не менее 4 раз в год каждый.

10.3. Перед началом комплексного обследования руководитель проверки обязан:

- ознакомиться с материалами предыдущего комплексного обследования, целевых и оперативных проверок, проведенных на предприятии за предыдущие 12 месяцев;

- составить план обследования, в котором определяется цель и время обследования, проверяемые объекты (участки), а также лица, участвующие в комплексной проверке;

- уточнить обследуемые маршруты и объекты, а также распределить их между членами группы;

- обсудить с входящими в группу инспекторами план обследования предприятия, ознакомить с ним работников других организаций, участвующих в проверке, довести план обследования до сведения руководителей предприятия.

В процессе проверки руководитель группы организует работу инспекторов, делает замечания и рекомендации по качеству их работы, решает в пределах своей компетенции вопросы, появляющиеся в процессе обследования.

10.4. В ходе комплексного обследования проверяются вопросы, изложенные в п.9.3, а также:

- полнота и качество выполнения акта-предписания, выданного по результатам предыдущего комплексного обследования;

- состояние проектной и технологической документации, ее соответствие требованиям правил, норм и инструкций по технике безопасности;

- соответствие фактического состояния работ требованиям проектной и технологической документации, правил и норм по технике безопасности, в том числе: по ведению горных и взрывных работ, соблюдению пылегазового режима, состоянию противопожарной защиты, безопасности эксплуатации машин, механизмов и оборудования, состоянию противоаварийной готовности, организации работы диспетчерской службы, телефонной связи и сигнализации, безопасности эксплуатации породных отвалов и гидротехнических сооружений;

- организационная работа, проводимая руководителями предприятия по вопросам безопасности;

- эффективность функционирования на предприятии системы управления промышленной безопасностью, работа участков (отделов, служб) и должностных лиц по вопросам безопасности;

- правильность учета и расследования аварий и несчастных случаев, выполнение мероприятий, предложенных по результатам их расследования;

- организация обучения и инструктажа работников предприятия;

- выполнение условий действия лицензий Госгортехнадзора России и достоверность информации, приведенной в декларации промышленной безопасности производственного объекта.

Руководитель проверки может дополнительно определить другие вопросы, которые необходимо рассмотреть в ходе обследования.

10.5. Итоги комплексной проверки и предложения по устранению недостатков в состоянии техники безопасности оформляются актом-предписанием (п.11.3), который должен быть обсужден на совещании в РГТО и на предприятии. В акте-предписании следует определить порядок контроля и периодичность представления информации о ходе выполнения предписания.

При необходимости по итогам проверки направляются письма в местные органы исполнительной власти и вышестоящие хозяйственные органы с предложениями организационного и технического характера по вопросам улучшения состояния техники безопасности на предприятии.

В случае обнаружения фактов, когда на предприятии не выполняются условия действия лицензии Госгортехнадзора России, руководитель проверки в установленном порядке ставит вопрос о применении к предприятию соответствующих санкций и наложении взысканий на руководителей предприятия, отвечающих за обеспечение безопасности работ.

10.6. Участие работников госгортехнадзора в проведении комплексных ревизий состояния техники безопасности предприятий, осуществляемых руководителями акционерных обществ (концернов, компаний), в отчетах РГТО о проделанной работе учитывается отдельно и не исключает проведения запланированных комплексных проверок этих же предприятий.


11. Выдача предписаний


11.1. После каждого оперативного (целевого) обследования, а также после изучения проектной и технологической документации выдаются предписания по всем выявленным нарушениям правил безопасности.

Выявленные нарушения заносятся в книгу предписаний установленного образца и вручаются под роспись директору предприятия или лицу, его замещающему.

11.2. В предписании указываются:

- с чьим участием проводилось обследование предприятия (участка, объекта),

- результаты проверки выполнения ранее выданных предписаний по данному предприятию (участку, объекту);

- места производства контрольных инструментальных замеров, проверок, измерений, их результаты и соответствие нормативным требованиям;

- выявленные нарушения правил, норм и инструкций по безопасности, с указанием соответствующих параграфов, пунктов, разделов этих документов, а также выводы о причинах обнаруженных нарушений;

- решение проверяющего о приостановке работ или предоставлении срока на устранение нарушения. Предоставление сроков на устранение нарушений, угрожающих жизни людей, не допускается, работы должны приостанавливаться до полного устранения таких нарушений;

- предложения директору предприятия о рассмотрении причин выявленных нарушений, определении соответствующих должностных лиц и исполнителей работ, допустивших нарушения и привлечении их к ответственности.

11.3. По окончании комплексного (целевого) обследования составляется акт-предписание, где приводится:

- краткий анализ причин производственного травматизма;

- оценка состояния техники безопасности на момент проверки и в сравнении с результатов предыдущей комплексного (целевого) обследования по всем основным вопросам безопасности (при целевом обследовании - по теме проверки);

- оценка выполнения акта-предписания по предыдущему обследованию;

- обобщенно указываются выявленные наиболее характерные и грубые нарушения (какие и сколько со ссылкой на промежуточные предписания), их причины, недостатки в работе предприятия, служб и участков по вопросам техники безопасности;

- оценка работы руководителей предприятия, служб и участков, отдельных ответственных работников по вопросам обеспечения безопасности работ;

- выводы о выполнении условий действия лицензий, выданных предприятию органами Госгортехнадзора России;

- конкретные требования по устранению выявленных нарушений с указанием сроков.

Акт-предписание должен быть конкретным и кратким (как правило, не более 20 печатных страниц). Для сокращения объема в акте-предписании следует делать ссылки на требования, изложенные в промежуточных предписаниях, в том числе и по работе отдельных служб.

11.4. Акт-предписание по комплексному обследованию составляется в 4-х экземплярах и подписывается работником госгортехнадзора, возглавляющим обследование. Первый экземпляр акта-предписания вручается под роспись директору предприятия или лицу, его замещающему, для исполнения, второй и третий - остаются у инспектора, закрепленного за предприятием и в РГТО для контроля. Один экземпляр предписания направляется в управление округа.

При необходимости, копии акта-предписания с соответствующими сопроводительными письмами могут быть направлены в местные органы исполнительной власти, в профсоюзные органы или другим заинтересованным организациям.

11.5. Результаты комплексных обследований должны рассматриваться на производственных совещаниях с инженерно-техническими работниками предприятия. По итогам проверки издается приказ по предприятию.

Рекомендуется рассматривать результаты комплексного обследования на посменных собраниях работников предприятия.

12. Проверка выполнения предписаний


12.1. Контроль выполнения предписаний является важнейшей частью работы инспектора, РГТО, управления округа и осуществляется путем:

- проверок на местах ведения работ при комплексных, целевых и оперативных обследованиях;

- специальных проверок выполнения предписаний: в этом случае их результаты оформляются предписанием с указанием выполненных объемов работ.

12.2. При невыполнении предписаний (или отдельных его пунктов) инспектор, работники РГТО и управления округа обязаны потребовать от руководителя предприятия письменное объяснение. Если причина невыполнения не может быть признана уважительной, соответствующе работы должны приостанавливаться и их возобновление может быть разрешено вышестоящим органом Госгортехнадзора России. В необходимых случаях должны быть приняты меры по наложению взыкания (правами, представленными органам Госгортехнадзора России) на лиц, не обеспечивших выполнение предписания.

Если отдельные пункты предписания оказались не выполненными по уважительным причинам допускается продление срока выполнения предписания вышестоящим органом госгортехнадзора.

12.3. На совете управления округа и совещаниях в РГТО следует заслушивать отчеты и совещания руководителей предприятий, служб (участков) о принимаемых ими мерах по обеспечению безопасных условий труда, выполнении предписаний, выданных при комплексных или целевых обследованиях, и другим вопросам техники безопасности.


13. Согласование планов развития горных работ


13.1. Согласование планов развития горных работ является частью надзорной деятельности и проводится с целью контроля за обеспечением промышленной безопасности на угледобывающих предприятиях.

Проект плана развития горных работ, а также изменения к нему рассматриваются и согласовываются, как правило, в РГТО. В случае возникновения разногласий, по которым РГТО не может согласовать проект плана или изменения к нему, он рассматривается в управлении округа или в Госгортехнадзоре России.

13.2. При согласовании плана развития горных работ оценивается его соответствие требованиям правил, норм и инструкций по технике безопасности и охране недр, постановлениям Госгортехнадзора России и указаниям управления округа, проверяется наличие согласованных с органами госгортехнадзора нормативов потерь угля.

Особое внимание следует обращать на:

- правильность технических решений по развитию горных работ на предприятии, их соответствие проектной документации;

- выбор системы разработки, исходя из геологических и горнотехнических условий;

- первоочередную отработку защитных пластов на шахтах, опасных по горным ударам, внезапным выбросам угля и газа;

См. Инструкцию о порядке организации и ведения контроля за обеспечением безопасных уровней выбросов отработавших газов горных машин с дизельным приводом на открытых горных работах, утвержденную постановлением Госгортехнадзора РФ от 26 ноября 2001 г. N 53


- своевременное определение опасных зон и обеспечение безопасности работ в этих зонах;

- обеспеченность отдельных участков и в целом шахты необходимым количеством воздуха;

- состояние вентиляционного хозяйства и аэрогазового контроля;

- состояние горных выработок и путевого хозяйства;

- противоаварийную готовность предприятия, включая возможность выхода людей по запасным выходам и т.д.

13.3. К проекту плана развития горных работ должны прилагаться мероприятия по технике безопасности, обеспечивающие улучшение горного хозяйства, проветривания и обеспечение безопасных условий труда, поддержания необходимого уровня противоаварийной готовности предприятия.

13.4. Работники управления округа, РГТО и инспекторский состав при комплексных, целевых и оперативных обследованиях должны проверять выполнение предприятиями согласованных годовых планов развития горных работ и при выявлении недостатков принимать в установленном порядке необходимые меры, вплоть до приостановки ведения работ и привлечения должностных лиц предприятия к ответственности.


14. Техническая учеба и повышение квалификации


14.1. В целях повышения эффективности и качества надзорной работы в управлении округа и РГТО должна организовываться техническая учеба инспекторского состава.

Техническая учеба в РГТО организуется начальником районного отдела и осуществляется по утвержденному им плану. В районных инспекциях техническая учеба должна проводиться не менее одного раза в месяц с учетом занятий, проводимых управлением округа с привлечением инспекторского состава. На занятиях должны изучаться постановления, приказы, методики, требования правил безопасности и правил технической эксплуатации, контрольная аппаратура, оборудование и др., обсуждаться результаты анализа обследований прошлого месяца, заслушиваются сообщения отдельных инспекторов об организации ими контрольной работы.

Техническую учебу рекомендуется проводить в форме семинара и в зависимости от изучаемого вопроса привлекать соответствующего инспектора-специалиста РГТО в качестве докладчика. Для выступления с сообщениями и докладами могут приглашаться специалисты научно-исследовательских организаций, ВГСЧ и предприятий.

14.2. Самоподготовка инспекторского состава организуется в РГТО по индивидуальным трудовым планам, утверждаемым начальником районного горнотехнического отдела. В качестве тем для самоподготовки должно предусматриваться изучение нормативных документов по вопросам безопасности труда. При этом следует учитывать не только специализацию государственного инспектора, но и необходимость знания им других нормативных требований для осуществления государственного надзора на подконтрольных предприятиях, а также информации о последних научных и технических разработках в области промышленной безопасности.

14.3. В управлении округа не реже одного раза в квартал следует проводить техническую учебу с начальниками РГТО и работниками управления округа и не менее одного раза в год - занятия с инспекторами по их специализации (график таких занятий утверждается управлением округа). Допускается проведение занятия с инспекторами-специалистами по группам РГТО.

По отдельным темам техническую учебу рекомендуется проводить непосредственно на предприятиях или в оборудованных лабораториях институтов и учебных комбинатов.

При планировании и проведении технической учебы необходимо предусматривать изучение требований и норм действующего Законодательства Российской Федерации по вопросам промышленной безопасности.

14.4. Не реже одного раза в пять лет каждый инспектор (специалист) РГТО и управления округа, осуществляющий функции государственного надзора, должен проходить обучение по соответствующей программе в отраслевом институте повышения квалификации или другом центре повышения квалификации, имеющем лицензию Госгортехнадзора России.

14.5. Обмен опытом работы между РГТО проводится в форме семинара по графику, утверждаемому управлением округа, но не реже одного раза в год.

14.6. Общероссийские семинары работников органов Госгортехнадзора России по соответствующей специализации должны проводиться не реже одного раза в два года. Очередной семинар организуется и проводится в одном из управлений округов по поручению Госгортехнадзора России.


15. Совершенствование методов государственного надзора


15.1. В целях совершенствования надзорной деятельности управлению округа по решению Госгортехнадзора России может предоставляться право применения новых методов осуществления надзорной работы, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации и "Положению о Федеральном горном и промышленном надзоре России". Выводы об эффективности этих методов и предложения по их применению должны обобщаться и направляться на рассмотрение в Госгортехнадзор России.


______________________________

*(1) см. Приложение, далее - предприятия

*(2) Далее - РГТО

*(3) Далее - управление округа

*(4) Далее - инспектор

*(5) Утвержденных Госгортехнадзором России 24.03.92

*(6) Утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России N 67 от 30.12.94


Приказом Госгортехнадзора РФ от 30 июля 2003 г. N 168 Правила безопасности в угольных шахтах, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 30 декабря 1994 г. N 67, признаны утратившими силу


См. Правила безопасности в угольных шахтах, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 июня 2003 г. N 50

Приложение


Перечень
предприятий (организаций), производств, объектов и работ в угольной промышленности, надзор за которыми осуществляют органы Федерального горного и промышленного надзора России
*

Действующие, строящиеся и реконструируемые угледобывающие шахты, шахтоуправления, карьеры, разрезы, разрезоуправления, спецуправления и спецучастки шахтного, гидротехнического, транспортного и специального строительства, углеобогатительные, углебрикетные, дробильно-сортировочные фабрики, заводы (установки), фабрики инертной пыли со следующими видами объектов и работ:

подземные, открытые и специальные горные работы (по полному технологическому циклу);

вспомогательные работы на указанных предприятиях и объектах (кроме жилищно-коммунальных и сельскохозяйственных);

технологические железные и автомобильные дороги в пределах земельного отвода горного предприятия;

технологический транспорт, используемый на предприятиях и объектах;

геологоразведочные работы, выполняемые силами предприятий и специализированными геологическими организациями;

производственно-технологический комплекс поверхностных зданий, сооружений и объектов, находящийся на балансе предприятий (в пределах горного отвода);

породные отвалы, хвосто- и шламохранилища, склады полезных ископаемых, другие склады и объекты, входящие в технологический комплекс предприятия;

ремонтные и наладочные работы, выполняемые подрядным способом;

горноспасательные работы в части состояния и готовности военизированных горноспасательных частей к ликвидации аварий на предприятиях и объектах.

2. Специализированные организации по монтажу и наладке горно-шахтного оборудования, приборов контроля и противоаварийной защиты и по другим специальным работам на указанных предприятиях.

3. Заводы-изготовители и ремонтные предприятия, поставляющие оборудование, механизмы, аппаратуру и приборы в части соответствия продукции требованиям (правилам и нормы) безопасности.

______________________________

* В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. N 234.