Приказ Госгортехнадзора РФ от 9 февраля 2004 г. N 19: "О реализации решений совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 года, протокол N 4"

Текст документа

Приказ Госгортехнадзора РФ от 9 февраля 2004 г. N 19
"О реализации решений совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 года, протокол N 4"

На состоявшемся 13 ноября 2003 года совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" были даны поручения Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти, в том числе Госгортехнадзору России.

Правительство Российской Федерации (N БА-П4-16 от 05.01.2004 г.) определило перечень федеральных органов исполнительной власти, ответственных за выполнение соответствующих решений, принятых на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации.

В целях выполнения решений, принятых на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации, приказываю:

1. Заместителям начальника Госгортехнадзора России, начальникам управлений и отделов центрального аппарата, руководителям территориальных органов, директору ФГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" принять к сведению и руководству "Основы государственной политики в области ядерной и радиационной безопасности" и "Основы государственной политики в области химической и биологической безопасности" (прилагаются).

2. Начальникам управлений и отделов центрального аппарата, руководителям территориальных органов Госгортехнадзора России, директору ФГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" принять необходимые меры (по принадлежности) для выполнения решений принятых на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации, в том числе:

2.1. Научно-техническому управлению (Денисов А.В.):

2.1.1. внести изменения в состав информации, представляемой в отчетных материалах территориальных органов, необходимые для проведения на постоянной основе анализа состояний, тенденций и потребностей в сфере обеспечения защищенности опасных производственных объектов;

2.1.2. ежегодно в срок до 15 февраля на основании материалов территориальных органов, отраслевых управлений и отделов центрального аппарата готовить сводные предложения в доклад Правительству Российской Федерации, включающие комплексную оценку состояния работ, тенденции и потребности в сфере обеспечения защищенности опасных производственных объектов.

2.2. Руководителям территориальных органов, Научно-техническому управлению (Денисов А.В.):

2.2.1. Руководителям территориальных органов:

2.2.1.1. проанализировать состояние защищенности опасных производственных объектов поднадзорных организаций, направить их руководителям предложения по перечню неотложных мер необходимых для обеспечения в зимне-весенний период 2003/2004 года защищенности опасных производственных объектов от наводнений и опасных геодинамических процессов и обеспечить контроль за их выполнением;

2.2.1.2. информацию о принятых мерах представить в Госгортехнадзор России в срок до 15 февраля 2004 года;

2.2.1.3. до 1 июня 2004 провести сверку реестров балансодержателей всех поднадзорных гидротехнических объектов и потребовать от руководителей принять надлежащие меры по обеспечению их безопасного функционирования.

2.2.2. Научно-техническому управлению (Денисов А.В.) обобщить информацию территориальных органов и в срок до 1 марта текущего года подготовить для представления в установленном порядке в МЧС России материалы для включения в проект соответствующего доклада Президенту Российской Федерации.

2.3. Научно-техническому управлению (Денисов А.В.) совместно с ФГУП НТЦ "Промышленная безопасность" (Сидоров В.И.) и с отраслевыми управлениями (отделами) центрального аппарата:

2.3.1. в срок до 15 апреля 2004 года подготовить предложения в проект перечня критически важных объектов Российской Федерации поднадзорных Госгортехнадзору России, с их классификацией по значимости и видам угроз;

2.3.2. в срок до 1 июня 2004 года подготовить предложения в проект федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации на 2004 - 2008 годы;

2.3.3. в срок до 1 октября 2004 года подготовить предложения в проект основ государственной политики в области защищенности опасных объектов и населения Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.

2.4. Научно-техническому управлению (Денисов А.В.), ФГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" (Сидоров В.И.):

2.4.1. Научно-техническому управлению (Денисов А.В.) подготовить предложения по открытию в рамках Программы ТАСИС проекта, направленного на повышение защищенности опасных производственных объектов, входящих в перечень критически важных объектов, включая совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы.

2.4.2. ФГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" (Сидоров В.И.) в срок до 1 мая 2004 года подготовить и представить в Научно-техническое управление предложения по формированию системы страховой защиты населения и территорий от аварий на опасных производственных объектах и механизмам лицензирования деятельности по эксплуатации и сертификации поднадзорных критически важных объектов как составной части целостной системы страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обусловленных авариями на опасных производственных объектах, а также от террористических проявлений.

2.5. Руководителям территориальных органов:

2.5.1. принять участие в подготовке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов повышения защищенности критически важных объектов регионального, территориального, местного и объектового уровней на 2004 - 2008 годы;

2.5.2. в срок до 15 августа 2004 года представить в Научно-техническое управление сведения о проделанной работе.

2.6. Научно-техническому управлению (Денисов А.В.) совместно с Управлением по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (Шаталов А.А.), ФГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" (Сидоров В.И.):

2.6.1. до 1 апреля 2004 года подготовить проект научно-технической подпрограммы системных исследований, обеспечения химической и техногенной безопасности опасных производственных объектов, относящихся к сфере ведения Госгортехнадзора России на период до 2010 года, как составной части ФЦП "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации";

2.6.2. подготовить для представления в установленном порядке в Минэкономразвития России и в другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти проект соответствующей подпрограммы НИР, относящихся к сфере ведения Госгортехнадзора России в установленные головным исполнителем сроки;

2.6.3. подготовить предложения по взаимодействию с соответствующими подразделениями Минэкономразвития России, Минфина России, Минпромнауки России, МЧС России и ФСБ России по вопросу разграничения программных мероприятий между государственными заказчиками и распределения между ними выделяемых финансовых ресурсов.

2.7. Управлению по надзору в горнорудной промышленности (Перепелицын А.И.) совместно с ФГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" (Сидоров В.И.) и Научно-техническим управлением (Денисов А.В.) до 1 мая 2004 года подготовить предложения в ФЦП "Антитеррор", в части касающейся обеспечения антитеррористической защищенности опасных производственных объектов.

2.8. Управлению по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (Шаталов А.А.) в срок до 10 февраля 2004 года подготовить предложения по включению представителей Госгортехнадзора России в состав комиссии по химической и биологической безопасности Российской Федерации.

2.9. Начальникам управлений и отделов центрального аппарата Госгортехнадзора России:

2.9.1. Начальникам отраслевых управлений и отделов центрального аппарата Госгортехнадзора России (Шаталову А.А., Чигрину В.Д., Перепелицину А.И., Зуеву Г.П., Мокроусову С.Н., Теплову А.Ф., Феоктистову А.А.) подготовить и в срок до 30 марта 2004 года направить в Научно-техническое управление предложения по общим тактико-техническим требованиям к системе унифицированных технических средств физической защиты и охраны на поднадзорных опасных производственных объектах.

2.9.2. Научно-техническому управлению (Денисов А.В.) до 15 апреля 2004 года подготовить сводные предложения по общим тактико-техническим требованиям к системе унифицированных технических средств физической защиты и охраны применительно к объектам поднадзорным Госгортехнадзору России.

2.9.3. Отделу по надзору за безопасным транспортированием опасных веществ (Павловский А.С.) до 30 апреля 2004 года подготовить предложения в типовые правила перевозки опасных грузов, включая правила транзитного перемещения через территорию Российской Федерации опасных грузов, а также критерии и требования по определению маршрутов перевозки особо опасных грузов, применительно к сфере ведения Госгортехнадзора России, для направления в Минтранс России.

2.9.4. Научно-техническому управлению (Денисов А.В.), Отделу по надзору за безопасным транспортированием опасных веществ (Павловский А.С.) принять участие в подготовке концепции федеральной системы мониторинга критически важных и (или) опасных объектов и грузов Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

2.10. ФГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" (Сидоров В.И.), Научно-техническому управлению (Денисов А.В.):

2.10.1. подготовить предложения по перечню основных терминов и определений в области защищенности опасных объектов, поднадзорных Госгортехнадзору России (в марте 2004 года);

2.10.2. подготовить предложения по системе критериев, обеспечивающих категорирование опасных производственных объектов по уровню угроз техногенного, природного и террористического характера и степени их защищенности от этих угроз, а также оценку мероприятий физической защиты и охраны опасных производственных объектов (в марте 2004 года);

2.10.3. подготовить предложения по проекту единой межведомственной методики оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера на опасных производственных объектах (в мае 2004 года);

2.10.4. подготовить предложения по типовому паспорту безопасности опасного производственного объекта (в мае 2004 года).

2.11. Управлению по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (Шаталов А.А.) до 1 ноября 2004 года подготовить для направления в МЧС России предложения по комплексной увязке в рамках РСЧС функциональной подсистемы контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами, по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по сопряжению и развитию обеспечивающих работу функциональной подсистемы информационно-управляющих систем, по унификации технических решений и проектов.

2.12. Отделу информатизации (Божко Д.И.), совместно с Научно-техническим управлением (Денисов А.В.) в срок до 30 марта 2004 года организовать взаимодействие с уполномоченным подразделением Минобороны России и представить руководству Госгортехнадзора России обоснованные предложения по использованию, в рамках работ по созданию АИС ПБ, геоинформационных систем военного и специального назначения в интересах защищенности критически важных объектов, поднадзорных Госгортехнадзору России.

2.13. ФГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" (Сидоров В.И.), Научно-техническому управлению (Денисов А.В.) в срок до 20 февраля 2004 года подготовить предложения по формированию перечня особо опасных природных явлений, способных оказать существенное влияние на безопасность функционирования опасных объектов, поднадзорных Госгортехнадзору России.

2.14. ФГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" (Сидорову В.И.), Научно-техническому управлению (Денисов А.В.) в феврале 2004 года подготовить предложения в межведомственную комплексную программу фундаментальных, поисковых и прикладных исследований в интересах обеспечения защищенности опасных производственных объектов и населения, обратив особое внимание на совершенствование систем мониторинга, прогнозирования и раннего предупреждения аварий на этих объектах, а также на разработку механизмов использования комплексных показателей стратегических рисков в системе государственного планирования, управления и прогнозирования.

2.15. Управлению Московского округа (Токарев Н.Н.), Управлению по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (Шаталов А.А.), Отделу по надзору за безопасным транспортированием опасных веществ (Павловский А.С.) принять участие в подготовке предложений по реализации в 2004 - 2005 годах пилотного проекта базовой системы мониторинга критически важных объектов и особо опасных грузов на территории г. Москвы (до 30 марта 2004 года подготовить и направить соответствующие предложения в Правительство Москвы).

2.16. Управлению по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (Шаталов А.А.), Управлению Верхне-Донского округа (Алпатов Б.П.) принять участие в разработке предложений по реализации в 2004-2005 годах пилотного проекта базовой системы обеспечения химической безопасности и социально-гигиенического мониторинга в крупных административно-промышленных центрах (до 30 марта 2004 года подготовить и направить соответствующие предложения в администрацию Тамбовской области).

3. Статс-секретарю - первому заместителю начальника Госгортехнадзора России Иванову Е.А. обеспечить координацию деятельности структурных подразделений Госгортехнадзора России между собой и установление взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти при реализации решений, принятых на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации.


Начальник

Госгортехнадзора России

В.М.Кульечев

Приложение N 2

к приказу Госгортехнадзора РФ

от 9 февраля 2004 г. N 19

Основы
государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу

I. Общие положение (пп. 1 - 4)

II. Основные факторы, определяющие государственную (пп. 5 - 6)

политику в области обеспечения ядерной и

радиационной безопасности

III. Цель и приоритетные направления государственной (пп. 7 - 8)

политики в области обеспечения ядерной и

радиационной безопасности

IV. Основные принципы государственной политики в области (п. 9)

обеспечения ядерной и радиационной безопасности

V. Основные задачи государственной политики в области (пп. 10 - 15)

обеспечения ядерной и радиационной безопасности

VI. Основные механизмы и этапы реализации настоящих (пп. 16 - 20)

Основ

I. Общие положение


1. Настоящие Основы определяют цель, приоритетные направления, основные принципы и задачи государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации (далее - ядерная и радиационная безопасность), а также направления программно-целевого планирования и управления в этой области.

2. Правовой базой настоящих Основ являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры, соглашения и конвенции в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, участницей которых является Российская Федерация.

3. Обеспечение ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии является одной из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

4. Общее руководство реализацией настоящих Основ осуществляет Президент Российской Федерации.


II. Основные факторы, определяющие государственную политику в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности


5. Чрезвычайные ситуации, связанные с ядерно и радиационно опасными объектами (включая ядерное оружие и его компоненты), ядерными материалами, радиоактивными веществами и отходами, источниками ионизирующих излучений (далее - ядерно и радиационно опасные объекты и материалы) и имеющие долговременные негативные последствия, представляют серьезную угрозу национальной безопасности, социально-экономическому развитию Российской Федерации.

6. Основными факторами, определяющими государственную политику в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, являются:

значительное увеличение в последние годы на территории Российской Федерации ядерно и радиационно опасных объектов и материалов, предназначенных для ликвидации и утилизации и не используемых в интересах обороны и экономики страны;

необходимость переработки большого количества ядерных материалов, облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, радиоактивных отходов, накопленных в результате создания ядерного оружия и производства ядерных оружейных материалов, функционирования предприятий атомной энергетики и промышленности, эксплуатации подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, а также в результате иных видов деятельности в области использования атомной энергии в Российской Федерации;

усиление угроз со стороны радикальных террористических организаций, в том числе международных, в отношении ядерно и радиационно опасных объектов и материалов;

физическое старение ядерно и радиационно опасных объектов, а также систем, комплексов и средств физической и противопожарной защиты и охраны таких объектов (далее - системы защиты);

необходимость реабилитации территорий Российской Федерации, на которых сложилась неблагополучная радиационная обстановка в результате несовершенства ядерных технологий на первых этапах деятельности по использованию атомной энергии, имевших место аварий на объектах использования атомной энергии, испытаний ядерного оружия и воздействия природных источников ионизирующих излучений при осуществлении деятельности в нефтегазовом комплексе, топливно-энергетическом комплексе горнодобывающей промышленности и строительной индустрии;

существенное увеличение масштабов международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности, необходимость повышения эффективности этого сотрудничества;

недостаточность финансовых средств, выделяемых на решение проблем в области ядерной и радиационной безопасности.


III. Цель и приоритетные направления государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности


7. Целью государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности является последовательное снижение до приемлемого уровня техногенного воздействия на население и окружающую среду при использовании атомной энергии и снижение до допустимых норм воздействия природных источников ионизирующего излучения.

8. Для достижения этой цели необходимо обеспечить концентрацию усилий и ресурсов на следующих приоритетных направлениях:

совершенствование государственного управления и координации работ в области ядерной и радиационной безопасности, в первую очередь государственной системы обеспечения радиационной безопасности Российской Федерации, осуществляемое с учетом международной практики;

совершенствование государственного регулирования в области использования атомной энергии, включая повышение эффективности лицензионной деятельности и экспертиз безопасности в этой области;

усиление защиты ядерно и радиационно опасных объектов от вредного влияния техногенных, природных факторов и террористических проявлений, повышение защищенности населения и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов, связанных с использованием атомной энергии, и природных источников ионизирующих излучений;

совершенствование систем и средств физической защиты объектов использования атомной энергии, повышение их противодиверсионной и антитеррористической устойчивости;

интенсификация и совершенствование организации работ по утилизации выведенных из эксплуатации ядерно опасных объектов и материалов;

реабилитация территорий Российской Федерации, на которых сложилась неблагополучная радиационная обстановка;

проведение радиационно-эпидемиологических исследований для оценки состояния здоровья лиц, подвергшихся радиационному воздействию;

совершенствование медицинского обеспечения и системы реабилитации персонала ядерно и радиационно опасных объектов и населения;

повышение эффективности международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности.


IV. Основные принципы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности


9. Основными принципами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:

соблюдение законодательства Российской Федерации, а также международных договоров, соглашений и конвенций, участницей которых является Российская Федерация;

обеспечение ядерной и радиационной безопасности как непременное условие осуществления любой деятельности в области использования атомной энергии;

централизованное государственное управление ядерно опасными объектами и контроль их деятельности в условиях рыночной экономики;

рациональное сочетание федеральных и региональных интересов с обеспечением приоритета федеральных интересов при решении вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

соблюдение баланса интересов государства, прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций, участвующих в деятельности по использованию атомной энергии и радиоактивных материалов, взаимная ответственность личности, общества и государства за обеспечение ядерной и радиационной безопасности, персонификация ответственности должностных лиц;

реализация концепции социально приемлемого риска, имеющей целью минимизацию ядерного и радиационного рисков (как компонентов совокупного техногенного риска), в том числе поддержание на возможно низком уровне (с учетом экономических и социальных факторов) допустимых индивидуальных доз облучения и сокращение числа облучаемых лиц при использовании атомной энергии и источников ионизирующего излучения;

гарантированное государством соблюдение допустимых пределов радиационного облучения, получаемого гражданами от всех источников ионизирующего излучения, запрещение всех видов деятельности в области использования атомной энергии, при которых получение положительного результата не компенсирует риска возможного вреда;

концентрация усилий и ресурсов (в том числе бюджетных и внебюджетных средств) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, собственников ядерно и радиационно опасных объектов и эксплуатирующих их организаций на приоритетных направлениях обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

обеспечение комплексной защиты ядерно и радиационно опасных производств, объектов и материалов от всех возможных негативных воздействий, в том числе от террористических угроз;

обеспечение разрешительного характера деятельности в области атомной энергии с использованием механизмов лицензирования и сертификации;

сохранение федеральной собственности на все ядерно опасные объекты и материалы военного и двойного назначения, а также возможность передачи в установленном порядке не имеющих военного и двойного назначения радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и собственность юридических лиц при обеспечении ими установленного порядка учета, отчетности, сохранности и использования по назначению перечисленных источников, веществ и отходов и при осуществлении контроля за их деятельностью со стороны уполномоченных федеральных органов исполнительной власти;

разделение функций между органами государственного надзора и контроля за ядерной и радиационной безопасностью, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление деятельностью по использованию атомной энергии, собственниками ядерно и радиационно опасных объектов и эксплуатирующими их организациями;

доступность информации о состоянии ядерной и радиационной безопасности при соблюдении законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны;

недопущение зависимости от иностранных государств при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии и обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

поддержание в постоянной готовности сил и средств ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с использованием атомной энергии.


V. Основные задачи государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности


10. Для решения задач по совершенствованию государственного управления, координации и контроля в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности необходимо:

1) усилить роль государственного управления в сфере использования атомной энергии и государственного регулирования в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, совершенствовать взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, распределить полномочия и установить ответственность должностных лиц этих органов, обеспечить концентрацию усилий и ресурсов (в том числе бюджетных и внебюджетных средств) на приоритетных направлениях обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

2) разработать проекты федеральных законов о ядерной и радиационной безопасности, о ядерных установках военного назначения, об обращении с радиоактивными отходами, о создании, эксплуатации, транспортировке, обеспечении безопасности и утилизации ядерного оружия и внести их в установленном порядке на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

3) обеспечить развитие государственной системы ядерной и радиационной безопасности, в первую очередь в части, касающейся совершенствования ее структуры и уточнения задач, обеспечения иерархической подчиненности и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

4) добиться выделения необходимых для обеспечения ядерной и радиационной безопасности бюджетных средств и их рационального использования;

5) разработать и внедрить в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты и стандарты обеспечения деятельности в области использования атомной энергии, в том числе связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных установок военного и двойного назначения, а также деятельности по обращению с радиоактивными материалами и радиоактивными отходами, образующимися при использовании атомной энергии;

6) усилить контроль на таможенной границе Российской Федерации за транспортировкой ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе;

7) провести инвентаризацию ядерно и радиационно опасных объектов и материалов (включая выведенные из эксплуатации) и на этой основе:

разработать перечень ядерно и радиационно опасных объектов Российской Федерации, являющийся составной частью перечня опасных объектов Российской Федерации;

разработать единую методику категорирования ядерно и радиационно опасных объектов и на ее основе - перечень критически важных ядерно и радиационно опасных объектов, включив в него объекты, наиболее опасные и (или) наиболее значимые для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и безопасности ее населения (в составе перечня критически важных объектов Российской Федерации);

усовершенствовать государственную систему учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

создать и ввести в действие отраслевой медико-дозиметрический регистр работников атомной промышленности в целях определения групп потенциального радиационного риска;

усовершенствовать систему мер по защите информации, касающейся безопасности ядерно опасных объектов и ядерного оружия, обеспечить защиту этой информации от несанкционированного доступа в системах учета и контроля ядерно опасных объектов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

8) обеспечить совершенствование и развитие:

системы обеспечения качества объектов использования атомной энергии в мирных и военных целях, необходимой для подтверждения соответствия установленным требованиям систем качества организаций, осуществляющих деятельность по созданию, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации указанных объектов;

системы гарантированного государственного страхования и социальной защиты граждан, профессиональная деятельность или условия проживания которых связаны с повышенным радиационным воздействием, а также граждан, подвергшихся сверхнормативному радиационному воздействию по вине государства;

системы страхования ядерных и радиационных рисков;

системы лицензирования деятельности в области использования атомной энергии в мирных целях и обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения населения и персонала ядерно и радиационно опасных объектов;

9) установить административно-правовой статус зон безопасности вокруг ядерно и радиационно опасных объектов с учетом необходимости повышения их защищенности в условиях усиления террористических угроз;

10) обеспечить поддержание необходимого уровня готовности сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также террористических актов на особо ядерно и радиационно опасных объектах;

11) обеспечить социальную защищенность лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, в том числе совершенствовать механизмы дополнительного экономического стимулирования и социальной защиты персонала ядерно и радиационно опасных объектов, включая персонал, обеспечивающий защиту и охрану этих объектов, а также медицинский персонал, входящий в формирования повышенной готовности;

12) повысить эффективность научно-методического, финансово-экономического, нормативного, материально-технического, организационного обеспечения деятельности, осуществляемой по следующим основным направлениям:

освоение и внедрение критических технологий Российской Федерации, к числу которых относятся технологии, обеспечивающие безопасность атомной энергетики;

разработка и реализация долгосрочной стратегии обеспечения безопасности ядерно и радиационно опасных объектов, населения и окружающей среды при использовании атомной энергии в различных отраслях экономики и медицины;

безопасное обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом;

контроль за радиационной обстановкой окружающей среды на территории Российской Федерации, предотвращение ее загрязнения, реабилитация загрязненных территорий;

снижение риска и уменьшение негативных последствий природных и техногенных катастроф на ядерно и радиационно опасных объектах, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций радиационного характера;

поддержание на необходимом уровне готовности системы медицинского обеспечения предприятий Министерства Российской Федерации по атомной энергии к проведению комплекса социальных, лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий в случае возможных чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с террористическими актами в отношении ядерно и радиационно опасных объектов;

защита населения от сверхнормативного радиационного воздействия всех видов источников ионизирующих излучений;

охрана здоровья населения и персонала ядерно и радиационно опасных объектов, включая персонал, обеспечивающий защиту и охрану этих объектов;

13) обеспечить государственный контроль за транспортировкой ядерно и радиационно опасных объектов и материалов на территории Российской Федерации, включая непрерывный автоматизированный мониторинг их местоположения и состояния в процессе транспортировки.

11. Для решения задач по повышению уровня ядерной и радиационной безопасности населения и окружающей среды необходимо:

1) внедрить современные методы и средства комплексного анализа и прогнозирования состояния ядерной и радиационной безопасности, а также управления им с использованием показателей рисков, в первую очередь обеспечить развитие научно-методической базы и программных средств в целях анализа безопасности ядерно и радиационно опасных объектов и материалов;

2) обеспечить разработку и внедрение:

перспективных установок, оборудования, технологических процессов с повышенным уровнем безопасности, в том числе ядерно и радиационно безопасных, а также взрыво- и пожаробезопасных технологий, современных технологий безопасного ведения работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, их утилизации и надежной изоляции, перспективных ядерных реакторов с повышенным уровнем ядерной и радиационной безопасности, улучшенными технико-экономическими и эксплуатационными характеристиками;

систем, комплексов и средств оперативной диагностики состояния оборудования атомных электростанций, ядерных энергетических установок (в том числе исследовательских);

основанных на различных физических принципах перспективных средств и методов радиационного контроля ядерно и радиационно опасных объектов и материалов;

коллективных и индивидуальных средств защиты персонала ядерно и радиационно опасных объектов и населения, в том числе специальных медицинских средств защиты от воздействия ионизирующих излучений (радиопротекторы, средства борьбы с первичной реакцией на облучение, препараты выведения радионуклидов, медицинские диагностические и терапевтические средства с малым побочным радиологическим эффектом);

средств и технологий, обеспечивающих повышение эффективности использования радиационной диагностики и радиоизотопной продукции в науке, промышленности, здравоохранении и сельском хозяйстве;

систем и средств обеспечения изъятия, сохранности и утилизации радиоактивных источников, в первую очередь радиоизотопных термоэлектрических генераторов;

средств и методов снижения уровня облучения граждан на территории Российской Федерации радоном и другими природными радионуклидами, поступившими в среду обитания человека из недр в результате природных процессов и деятельности по добыче, переработке и применению нефтепродуктов, других видов минерального сырья и строительных материалов;

3) организовать и провести широкомасштабные обследования в целях выявления жилых и производственных помещений, характеризующихся неприемлемо высокими уровнями облучения радоном и продуктами его распада, организовать осуществление защитных мероприятий, разработать систему нормативных документов, касающихся снижения риска, связанного с облучением от природных источников ионизирующего излучения, сформировать необходимую информационно-аналитическую базу и обеспечить ее ведение;

4) совершенствовать систему обучения персонала ядерно и радиационно опасных объектов технике безопасности, в том числе с применением современных специализированных технических средств и учебно-методических разработок, а также с использованием элементов психологической подготовки к деятельности в экстремальных условиях;

5) создать тренажерную базу в области ядерной и радиационной безопасности, включая систему унифицированных индивидуальных и групповых тренажеров.

12. Для решения задач по совершенствованию систем физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов и материалов необходимо:

совершенствовать нормативно-правовую базу в области обеспечения физической защиты и охраны ядерно и радиационно опасных объектов и материалов;

разработать перечень угроз ядерно и радиационно опасным объектам, а также типовые модели нарушителя с их последующей детализацией в качестве проектных угроз конкретным ядерно и радиационно опасным объектам и объектовых моделей нарушителя в целях анализа уязвимости этих объектов и принятия адекватных мер по их физической защите;

разработать критерии оценки эффективности систем физической защиты и охраны ядерно и радиационно опасных объектов и материалов, разработать типовые тактико-технические требования к системам защиты таких объектов и материалов, в том числе касающиеся их унификации;

осуществить организационные и технические мероприятия по защите информации, касающейся защиты и охраны ядерно и радиационно опасных объектов и материалов, а также ядерного оружия.

13. Для решения задач по утилизации ядерно и радиационно опасных объектов и материалов и реабилитации территорий Российской Федерации необходимо:

1) провести инвентаризацию радиационно загрязненных территорий Российской Федерации, осуществить их категорирование по уровням потенциальной опасности для населения, разработать перспективный план реабилитации этих территорий, выделив первоочередные направления работ;

2) обеспечить оптимальные темпы переработки ядерных материалов, облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, радиоактивных отходов, накопленных в результате создания ядерного оружия и производства ядерных оружейных материалов, функционирования предприятий атомной энергетики и промышленности, эксплуатации подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, а также в результате иных видов деятельности в области использования атомной энергии в Российской Федерации;

3) обеспечить в необходимых объемах устойчивое финансирование мероприятий по утилизации выведенных из эксплуатации ядерных установок различного назначения, являющихся источниками повышенной ядерной и радиационной опасности, а также атомных подводных лодок, находящихся в пунктах базирования и отстоя с невыгруженным ядерным топливом;

4) разработать и осуществить комплекс мер:

по улучшению состояния окружающей среды, реабилитации и возврату в сферу хозяйственной деятельности подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате реализации оборонных программ или чрезвычайных ситуаций радиационного характера промышленных объектов, сельскохозяйственных угодий и других территорий, в том числе с использованием механизмов межведомственных и межрегиональных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных территорий;

по переработке радиоактивных отходов в целях выделения полезной сырьевой составляющей и возвращения в хозяйственный оборот очищенных металлов, а также по компактированию и изолированию (захоронению) не подлежащих дальнейшему использованию радиоактивных материалов;

по реконструкции и модернизации хранилищ твердых и жидких радиоактивных отходов, исчерпавших проектные сроки эксплуатации, в том числе в местах отстоя атомных подводных лодок и на предприятиях, занятых их утилизацией после вывода из эксплуатации;

по развитию методов оценки радиационной безопасности при проведении работ с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;

5) разработать и внедрить механизмы экономического стимулирования при осуществлении природоохранных работ, направленных на минимизацию и ликвидацию радиоактивного загрязнения окружающей природной среды.

14. Для решения задач по подготовке и повышению квалификации кадров необходимо:

совершенствовать систему отбора, подготовки и аттестации высококвалифицированных кадров, в том числе руководящего звена, в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

осуществлять обучение населения способам защиты от воздействия негативных факторов при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и источниками ионизирующего излучения, при угрозах чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

15. Для решения задач по повышению эффективности международного сотрудничества необходимо:

1) обеспечить реализацию международных договоров, соглашений и конвенций, участницей которых является Российская Федерация, а также расширение договорной базы в части, касающейся обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

2) совершенствовать механизмы учета, контроля и использования финансовых и иных средств, получаемых Российской Федерацией по международным договорам и соглашениям, участницей которых она является, в интересах обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

3) обеспечить эффективное участие специалистов Российской Федерации в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами ядерной и радиационной безопасности, в осуществлении контроля, экспертиз, инспекций, связанных с исполнением международных договоров, соглашений и конвенций, участницей которых является Российская Федерация, в проведении совместных учений, учебно-методических, научных и других мероприятий;

4) обеспечить ратификацию Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 г. (с поправками, внесенными в нее Протоколом 1997 года) и Объединенной конвенции о безопасности обращения с радиоактивными отходами;

5) совершенствовать формы, способы и механизмы международного сотрудничества по следующим основным направлениям:

выработка и реализация скоординированной в масштабах мирового сообщества стратегии обеспечения сохранности и утилизации ядерно и радиационно опасных объектов и материалов;

вывод из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов;

защита ядерно и радиационно опасных объектов от террористических актов;

повышение безопасности работ с ядерно и радиационно опасными объектами и материалами на всех стадиях их жизненного цикла;

обеспечение ядерной и радиационной безопасности при обращении с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, образующимися в результате сокращения деятельности в области ядерного оружия, а также при эксплуатации ядерных энергетических установок;

осуществление (при необходимости) совместных действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с ядерно и радиационно опасными объектами, развитие аварийно-спасательных и противопожарных формирований;

совершенствование механизмов предоставления (получения) международной помощи при чрезвычайных ситуациях, связанных с ядерными установками, в том числе сложившихся в результате террористических актов.

VI. Основные механизмы и этапы реализации настоящих Основ


16. Настоящие Основы реализуются в рамках:

государственной программы вооружения;

федеральных целевых программ, направленных на решение проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

плана мероприятий по реализации настоящих Основ, утверждаемого Правительством Российской Федерации.

17. В целях совершенствования механизмов реализации настоящих Основ необходимо:

развивать программно-целевые методы управления обеспечением ядерной и радиационной безопасности, обратив особое внимание на среднесрочное планирование;

разработать и принять концептуальные и программные документы, определяющие долгосрочные перспективы развития ядерного энергетического комплекса, ядерного топливного комплекса и ядерного оружейного комплекса.

18. Настоящие Основы реализуются поэтапно.

19. На первом этапе (2004 - 2005 годы) необходимо обеспечить:

проведение инвентаризации ядерно и радиационно опасных объектов и материалов, разработку и утверждение перечня ядерно и радиационно опасных объектов Российской Федерации, а также перечня критически важных ядерно и радиационно опасных объектов Российской Федерации;

проведение инвентаризации радиационно загрязненных территорий Российской Федерации, их категорирование по уровням потенциальной опасности для населения и окружающей среды;

корректировку и реализацию федеральных целевых программ в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

разработку и реализацию комплекса мер по повышению эффективности регулирования, координации и контроля в области ядерной и радиационной безопасности со стороны государства, совершенствование структуры государственного управления и государственного регулирования в области использования атомной энергии, распределение полномочий и ответственности в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, совершенствование механизмов гражданской ответственности за ущерб, причиненный в результате деятельности в области использования атомной энергии;

создание и совершенствование государственной системы защиты информации о ядерно и радиационно опасных объектах и материалах.

20. На втором этапе (2006 - 2010 годы) необходимо обеспечить:

1) создание и (или) совершенствование:

государственной системы обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

системы учета и контроля ядерно и радиационно опасных объектов и материалов;

единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения населения и персонала ядерно и радиационно опасных объектов;

системы медицинского обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

унифицированной системы защиты ядерно и радиационно опасных объектов и материалов;

автоматизированной системы непрерывного мониторинга ядерно и радиационно опасных объектов (грузов) и материалов, в том числе при их транспортировке всеми видами транспорта (с реализацией пилотного проекта этой системы в 2004 - 2005 годах);

2) завершение формирования научно обоснованных долгосрочных прогнозов безопасного развития ядерного энергетического комплекса, ядерного топливного комплекса и ядерного оружейного комплекса Российской Федерации с учетом перспектив их социально-экономического развития;

3) выполнение основного объема работ по утилизации выведенных из эксплуатации ядерно опасных объектов и материалов и реабилитации наиболее радиационно загрязненных территорий Российской Федерации, в том числе реализацию комплекса мер по улучшению состояния окружающей среды, реабилитации и возврату в сферу хозяйственной деятельности промышленных объектов, сельскохозяйственных угодий и других территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

4) реализацию мероприятий по оптимизации участия государства в регулировании и координации работ в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, а также контроле за их проведением;

5) выполнение запланированных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию высокоэффективных технологий в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности для производства высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке;

6) отработку эффективных механизмов международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности.