Постановление коллегии Госгортехнадзора РФ от 30 октября 2001 г. N 4: "О ходе подготовки отраслей экономики к работе в осенне-зимний период 2001 - 2002 гг."
Постановление коллегии Госгортехнадзора РФ от 30 октября 2001 г. N 4 скачали 370 человек
Текст документа
Постановление
коллегии Госгортехнадзора РФ от 30
октября 2001 г. N 4
"О ходе подготовки
отраслей экономики к работе в осенне-зимний
период 2001 - 2002 гг."
На основании протокола заседания Правительства Российской Федерации от 26.04.01 N 17 "Об итогах работы по обеспечению топливно-энергетическими ресурсами потребителей Российской Федерации в осенне-зимний период 2000 - 2001 гг. и мерах на осенне-зимний период 2001 - 2002 гг., балансе производства и потребления энергоресурсов и его финансово-экономическом обеспечении", постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.01 N 408 "О мерах по обеспечению устойчивого снабжения топливом и энергией отраслей экономики и населения России в осенне-зимний период 2001 - 2002 гг.", Плана действий по обеспечению устойчивого снабжения топливом и энергией отраслей экономики и населения России в осенне-зимний период 2001 - 2002 гг. от 24.05.01 N 3157-п-П9 и протокола заседания коллегии Госгортехнадзора России от 03.05.01 N 2 "Об итогах работы организаций топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в осенне-зимний период 2000 - 2001 гг. и задачах Госгортехнадзора России по их подготовке к работе в осенне-зимний период 2001 - 2002 гг." Госгортехнадзором России принята и реализована Программа организации контроля за подготовкой к осенне-зимнему периоду 2001 - 2002 гг.
В соответствии с программой органы Госгортехнадзора России установили системный контроль за мероприятиями, разработанными подконтрольными организациями, по подготовке теплоэнергетического оборудования и систем газоснабжения к работе в новом отопительном сезоне. При этом особое внимание обращается на замену, модернизацию, ремонт и техническое диагностирование оборудования, отработавшего нормативный срок службы, на анализ инцидентов, имевших место при его эксплуатации, и разработку мер по их предупреждению, на ведение водно-химического и топочного режимов работы теплогенерирующего оборудования, оснащение его контрольно-измерительными приборами и средствами защиты, на укомплектование тепловых электростанций и котельных обученным и аттестованным персоналом, на организацию эффективного производственного контроля за промышленной безопасностью опасных производственных объектов.
С 01.04.01 по 10.10.01 органы Госгортехнадзора России обследовали состояние теплоэнергетического оборудования на 270 (98%) электростанциях РАО "ЕЭС России", 245 (94%) ведомственных ТЭЦ, 18 255 (84%) котельных.
Проведенные органами Госгортехнадзора России проверки показали, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятия и организации провели работу по подготовке к отопительному сезону 2001 - 2002 гг., наметили и осуществили мероприятия по модернизации, ремонту и техническому диагностированию теплоэнергетического оборудования.
Однако, как показывают проверки, несмотря на принимаемые органами Госгортехнадзора России меры, ряд организаций не проводит техническое диагностирование энергетического оборудования. Не были подвергнуты техническому диагностированию около 2290 котлов, 800 сосудов, 200 трубопроводов пара и горячей воды, эксплуатация которых органами Госгортехнадзора России была приостановлена.
Наибольшее число котлов, отработавших нормативный срок службы, сосредоточено в промышленно развитых регионах: в Московской (2493 котла), Свердловской (1189), Нижегородской (725), Владимирской (601), Челябинской (467) областях, в Санкт-Петербурге (579), республиках Башкортостан (490), Татарстан (450), в Алтайском крае (450).
Несмотря на это в данных регионах большая часть оборудования своевременно прошла техническое диагностирование и была допущена к эксплуатации. В то же время имеются определенные трудности с организацией технического диагностирования оборудования, отработавшего нормативный срок службы, на предприятиях Камчатской, Тамбовской, Архангельской областей, Республики Карелия, Кабардино-Балкарской Республики и Москвы.
В 2648 котельных нарушался водно-химический режим котлов. С отступлением от нормативных требований по подготовке воды работали: 331 котельная в Московской обл., 314 - в Свердловской обл., 108 - в Республике Башкортостан, 100 - в Нижегородской обл., 70 - во Владимирской обл.
При обследовании выявлено около 100 организаций топливно-энергетического комплекса, которые для работы котельных используют любые доступные (непроектные) виды топлива (уголь различных сортов, сырую нефть вместо мазута и т.п.). Непроектные виды топлива используют в котельных Приморского края, Сахалинской, Амурской, Свердловской областей, Республики Саха (Якутия).
Проблемным вопросом остается укомплектование котельных обученным и аттестованным персоналом. Выявлено свыше 800 котельных, не укомплектованных обслуживающим персоналом.
При проверках органы Госгортехнадзора России осуществляли контроль за организацией и функционированием производственного контроля на опасных производственных объектах. Установлено около 3000 организаций, где эта работа велась формально (несвоевременно проводилось обследование объектов, их освидетельствование, диагностирование и т.п.). Так, неудовлетворительно был организован производственный контроль в организациях Московской обл. (201), республик Дагестан (148), Башкортостан (135), Новгородской обл. (101).
Анализ 923 инцидентов, происшедших за этот период при эксплуатации теплоэнергетического оборудования, показывает, что основные их причины - ошибки и халатность персонала, нарушение водно-химического режима, исчерпание ресурса оборудования, дефекты, допущенные при его ремонте, неисправности или отключение приборов безопасности и предохранительных устройств. Наибольшее число инцидентов было зарегистрировано на оборудовании, подконтрольном Уральскому (222), Кузнецкому (75), Приморскому (51), Башкирскому (42) управлениям, а также управлениям Западно-Сибирского (63) и Челябинского (52) округов.
Органами Госгортехнадзора России установлен контроль за выполнением мероприятий по энергосбережению, таких как реконструкция, модернизация, ремонт котлов и вспомогательного оборудования котельных, организация и ведение безнакипного режима и наладки процессов горения в котлах, перевод котельных с жидкого топлива на твердое и природный газ. При этом выявлено свыше 1 тыс. организаций, не наметивших мероприятий по энергосбережению на 2001 г.
В ходе проверок были обнаружены и устранены свыше 246 тыс. нарушений правил и норм безопасности, привлечены к ответственности 11 412 должностных лиц и работников, 2398 чел. временно отстранены от работы из-за неудовлетворительного знания правил, и норм и инструкций по промышленной безопасности. Приостанавливали эксплуатацию 4432 котлов, 833 сосудов, 267 трубопроводов пара и горячей воды.
Информация о подготовке теплоэнергетического оборудования организаций топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов к работе в осенне-зимний период направлялась Госгортехнадзором России в Минэнерго России, Госстрой России, а территориальными органами Госгортехнадзора России - в аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, в средствах массовой информации.
Руководители Госгортехнадзора России и его территориальных органов принимали участие во всероссийских селекторных совещаниях, в работе комиссий и штабов по подготовке к отопительному сезону при Минэнерго России, Госстрое России, Минэкономразвития России, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
В августе 2001 г. на заседании коллегии Госгортехнадзора России рассмотрен вопрос о ходе подготовки к работе в осенне-зимний период организаций топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплектов в Красноярском и Приморском краях, республиках Хакасия, Тыва и Саха (Якутия), намечены и реализованы мероприятия по повышению промышленной безопасности в указанных регионах.
Коллегия Госгортехнадзора России постановляет:
1. Отметить, что реализация органами Госгортехнадзора России Программы организации контроля за подготовкой к осенне-зимнему периоду 2001 - 2002 гг., совместные усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций позволили подготовить тепловые электростанции, ведомственные ТЭЦ и котельные к отопительному сезону, активизировать проведение технического диагностирования, ремонта и пусконаладочных работ теплогенерирующего оборудования.
В то же время на ряде электростанций и котельных, подконтрольных Приморскому и Сахалинскому управлениям, управлениям Приамурского, Челябинского, Енисейского округов, Камчатской горнотехнической инспекции, техническое состояние оборудования не позволяет уверенно говорить о надежности энергоснабжения в отопительный период.
2. Руководителям территориальных органов Госгортехнадзора России:
2.1. Совместно с органами Госэнергонадзора Минэнерго России активизировать завершающий этап проверки готовности тепловых электростанций и котельных к работе в осенне-зимний период 2001 - 2002 гг. и получения ими паспортов готовности.
Информацию о проделанной работе представить в управление по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями до 15.11.01.
2.2. В течение ноября 2001 г. заслушать на советах территориальных органов руководителей организаций, в которых сложилось критическое положение с ремонтом и техническим диагностированием теплогенерирующего оборудования, и принять меры по устранению выявленных нарушений правил безопасности. Предложения по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, представить в Госгортехнадзора России.
2.3. Обеспечить мониторинг подконтрольного оборудования теплогенерирующих организаций в период отопительного сезона, обращая особое внимание на техническое состояние теплоэнергетического оборудования и применяемые технологии энергосбережения. По результатам мониторинга до 01.04.02 направить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления предложения о дополнительных мероприятиях по подготовке к работе в осенне-зимний период 2002 - 2003 гг.
2.4. В I квартале 2002 г. провести целевые проверки выполнения подконтрольными организациями схем взаимодействия эксплуатационных, ремонтных, строительных, монтажных и наладочных организаций при устранении аварий на объектах электроэнергетики и коммунального хозяйства.
2.5. Информацию о неудовлетворительной работе организаций в осенне-зимний период 2001 - 2002 гг. направлять для публикации в средства массовой информации.
3. Управлению по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями (В.С.Котельников):
3.1. До 20.11.01 обобщить материалы территориальных органов Госгортехнадзора России по проверке готовности тепловых электростанций к работе в осенне-зимний период 2001 - 2002 гг. и подготовить информацию для совместного с Минэнерго России доклада в Правительство Российской Федерации.
3.2. Совместно с Минэнерго России и Госстроем России принять участие в разработке типовой схемы взаимодействия эксплуатационных, ремонтных, строительных, монтажных и наладочных организаций при устранении аварий на объектах электроэнергетики и коммунального хозяйства.
3.3. Направить материалы о готовности отраслей экономики к работе в осенне-зимний период 2001 - 2002 гг. в средства массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя начальника Госгортехнадзора России Б.А.Красных.
Постановление коллегии Госгортехнадзора РФ от 30 октября 2001 г. N 4 скачали 370 человек